1. Культурная война
  2. Проблемы коренных народов
Москва, / ИА Красная Весна

Эксперты объяснили, зачем нужны поправки в правила традиционной охоты

Александр Борисов. В ожидании морского зверя.Из жизни новоземельских ненцев. 1896
Александр Борисов. В ожидании морского зверя.Из жизни новоземельских ненцев. 1896

Изменения в правила традиционной охоты для представителей коренных и малочисленных народов необходимы для сохранения их языка и культуры, считают эксперты, пишет 29 августа газета «Известия».

Проект закона, в соответствии с которым для ведения традиционной охоты представителям коренных и малочисленных народов будет необязательно жить в местах традиционного проживания, опубликован 23 августа на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. Документ разработан Федеральным агентством по делам национальностей после того, как Конституционный суд РФ принял постановление, касающееся правил ведения традиционной охоты.

Суд встал на сторону представителя одного из коренных малочисленных народов Севера, саамов, Андрея Данилова, который проживает в городе Оленегорске и возглавляет Фонд саамского наследия и развития. Власти Мурманской области отказывали ему в разрешении вести охоту для поддержания традиционного образа жизни, поскольку Оленегорск не относится к местам традиционного проживания представителей саамов, а сам Данилов имеет стабильный доход.

Чиновники считали, что он не нуждается в дополнительном праве на ведение охоты. Данилов же утверждал, что охота является важным элементом культуры саамов, но переезд в тундру, чтобы сохранить возможность ее вести, будет означать ухудшение жизненных условий. Конституционный суд постановил, что право представителей коренных и малочисленных народов на ведение охоты не должно зависеть от места их проживания.

Заместитель гендиректора «Проектного офиса по развитию Арктики» Андрей Иванов подчеркивает, что разработанные поправки «продиктованы самой жизнью». По мнению эксперта, они избавят представителей коренных и малочисленных народов от необходимости выбирать между возможностью вести более современный образ жизни и сохранением собственной культуры.

«Они хотят быть современными. Не нужно им в этом отказывать. Они и так встраиваются одновременно в две цивилизации — свою и современную. Это непросто, и не нужно им в этом мешать», — сказал Иванов.

Эксперт отметил, что многие представители коренных малочисленных народов Севера уже давно живут гибридным образом. Они переехали в город, но при этом значительную часть времени проводят в тундре или в традиционных жилищах рядом с городом, поскольку имеют внутреннюю потребность поддерживать связь с традициями и сохранять их.

Кроме того, рыбалка или охота являются для них наиболее понятным способом заработать на жизнь. По словам Иванова, общий характер действующих законодательных норм и формальный подход к их трактовке со стороны правоохранительных и надзорных органов нередко приводят к трудностям и иногда ставят под угрозу существование целых семей.

Вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Сергей Сизоненко отметил, что возможность сохранять доступ к привычным занятиям во многом определяет, в том числе, и судьбу всей культуры или языка того или иного народа.

«Ненецкий язык, например, — это профессиональный язык оленевода, сохранить его без сохранения оленеводства как отрасли и образа жизни, а значит, и связи с тундрой, невозможно», — подчеркнул Сизоненко.

Исполнительный директор межрегиональной общественной организации «КМНСОЮЗ» юрист Антонина Горбунова сообщила, что считает планируемые поправки «движением в правильном направлении». По ее словам, эти изменения необходимы для эффективной реализации прав коренных малочисленных народов.

«Доступ к охотничьим угодьям, отметка в охотничьем билете, объемы лимитов, пробелы в законодательстве, противоречивая правоприменительная практика — со всем этим надо работать, эти вопросы необходимо решать», — отметила Горбунова.

По мнению юриста, поправки помогут в урегулировании различных коллизий, возникающих в результате расхождений в трактовке существующего законодательства. Она привела в качестве примера Забайкалье, где власти ограничили территорию ведения традиционной охоты территориями традиционного природопользования.

Горбунова добавила, что считает несовершенным и сам перечень мест традиционного проживания коренных малочисленных народов. Она пояснила, что в ряде регионов в этот перечень не входя межпоселенные территории.