Таганрогский искусствовед: море для Айвазовского — «море житейское»

Иван Айвазовский. «От штиля к урагану», 1892. Фрагмент. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
Иван Айвазовский. «От штиля к урагану», 1892. Фрагмент. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского

Перипетии человеческой жизни раскрывал морскими пейзажами великий русский художник-маринист Иван Айвазовский, рассказала главный хранитель Таганрогского художественного музея Оксана Костина 26 октября в рамках выставки «Айвазовский. 200 лет триумфа», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

На вопрос корреспондента о том, что бы изображал художник, если бы он жил сегодня, Оксана Костина ответила, что темой картин Айвазовского также бы являлось море во всех его проявлениях. «Айвазовский был уникальной фигурой в отечественном искусстве: с начала и до конца своего творческого пути он не изменял своему призванию, своей страсти — писать море. Причем, занимался он этим жанром не по конъюнктурным соображениям, а по соображениям естественной человеческой привязанности. А иначе и быть не могло, потому что Ованес Айвазян родился на берегу Черного моря, в городе Феодосии, и его любовь к морю была от рождения. И будь он в современном мире, живи он сегодня, думаю, что он не изменил бы себе, своему творчеству», — рассказала главный хранитель Таганрогского художественного музея.

Оксана Костина отметила, что сюжеты картин Айвазовского однообразны лишь на поверхностный, неглубокий взгляд. «Айвазовского часто упрекали в повторяемости сюжетов, повторяемость есть, это как раскадровка одного фильма — фильма о море. Все начинается тихим туманным утром, совсем таким, какое представлено на полотне „Туманное утро“ из собрания Краснодарского музея. Прощание отплывающих кораблей с берегом всегда удавались живописцу. Это всегда умиротворенные марины — мягкие дали в теплом свете и ласковое тихое море. Следующий кадр — корабль уже плывет в открытом море, ветер раздувает его паруса, но над морем нависла туча, которая предвещает ночной шторм… На выставке есть и такой кадр. А третий — это кульминация. Это его знаменитые бури, которые всегда впечатляли зрителя. Такова, например, его хрестоматийная вещь — „Девятый вал“ — гибель корабля и пассажиров, неистовая мощь стихии. Айвазовский умел видеть красоту и в таком ужасе. У этого фильма есть и завершение. Истории о море иногда заканчиваются трагическим итогом кораблекрушения. Море скорее выступает здесь как „море житейское“, а разбитый о скалы корабль — это символ драматической человеческой судьбы», — рассказала искусствовед.

Напомним, что Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) — русский художник-маринист с мировым именем. За свой творческий путь он написал более 6000 картин, преимущественно морской тематики. К числу наиболее известных его работ относятся «Девятый вал», «Чесменский бой», «Наваринский бой», «Черное море». В 2017 году двухсотлетие художника отмечается в ряде городов России, в том числе и в Феодосии, родном городе Айвазовского, собравшем в городской картинной галерее крупнейшую коллекцию его работ.

В Таганрогском художественном музее юбилей художника отмечают выставкой «Иван Айвазовский. 200 лет триумфа». На выставке, помимо работ Айвазовского из собственной коллекции музея, присутствуют его картины из собрания Ростовского областного музея изобразительных искусств, а также Краснодарского художественного музея имени Коваленко. Кроме того, в выставочной коллекции представлены как художники, повлиявшие на творчество самого Айвазовского, так и картины учеников великого мариниста. Выставка продлится до 12 ноября, после чего картины отправятся в Краснодар.