Дуров: Россия погружается в эпоху полномасштабной интернет-цензуры

Изображение: Дмитрий Новиков © ИА Красная Весна
Telegram
Telegram

Опасения о погружении России в эпоху полномасштабной интернет-цензуры высказал создатель мессенджера Telegram Павел Дуров 22 апреля в обращении, размещенном в социальной сети «ВКонтакте».

В обращении содержится призвание для всех, кто поддерживает свободный интернет, выпустить в 19 часов из своего окна бумажный самолетик. При этом Дуров попросил позже собрать эти самолетики.

Также отмечена роль обходов блокировки: «Они будут необходимы по мере того, как страна погрузится в эпоху полномасштабной интернет-цензуры».

Дуров заявил, что мессенджер выжил «в условиях самой агрессивной попытки интернет-цензуры в российской истории с почти 18 миллионами заблокированных IP-адресов».

Напомним, с 16 апреля в России по решению Роскомнадзора выполняется блокировка IP-адресов, обеспечивающих работу мессенджера Telegram. Как сообщают представители Роскомнадзора, для своей работы Telegram стал использовать новые IP-адреса, получая их у облачных сервисов Amazon Web Services и Google Cloud. Чтобы опередить Telegram, ведомству приходилось блокировать соответствующие адреса отдельными пулами. В результате под блокировку попали сайты и сервисы, не связанные с Telegram. В результате, IP-адреса сервисов Amazon и Google были заблокированы.

Отметим, 20 апреля посол ЕС в России Маркус Эдерер заявил, что блокировка Telegram нарушает Европейскую конвенцию о правах человека, участником которой является РФ.

Комментарий редакции

Ситуация с блокировкой Telegram накаляется, и этот процесс только набирает обороты. Рассмотрим ситуацию подробнее.

Логика Роскомнадзора основывается на том, что у ФСБ должны быть возможности получить доступ к переписке террористов, а Telegram не идет даже на переговоры по этому вопросу. Тот факт, что другие мессенджеры типа Viber, WhatsApp не подвергаются аналогичным блокировкам, РКН объясняет тем, что ФСБ не внесла их в реестр распространителей информации. Это только добавляет ситуации двусмысленности. Но не только это: зачем-то блокируются целые диапазоны IP-aдресов, где якобы могут находиться сервера Telegram, предназначенные для обхода блокировок. При этом многие пользователи Telegram продолжают пользоваться им при помощи законных технических средств вроде прокси-сервисов и vpn.

Советник президента России Герман Клименко 19 апреля приносит извинения за некоторые неудобства при блокировке Telegram, которая повлияла также на сторонние интернет-сервисы. Никакой внятной интернет-политики не заявлено, что является отличительной особенностью политики властей РФ в стратегических действиях. Имея спецслужбисткую природу, элитарии, допущенные к принятию стратегических решений, чураются всякой публичной стратегической и идеологической определенности, связывающей им руки. В данной ситуации это является слабостью, бьющей по государственности: пользователи, нервозно реагируя на неопределенность, считают, что их ждет значительное ограничение их свобод. Риторика доходит до аналогий со внутренней политикой КНДР.

Службы, обеспечивающие безопасность, должны иметь доступ к переписке террористов: ясно, что опасность от терроризма будет только усиливаться. Однако пользователи, с другой стороны, справедливо опасаются нарушений приватности. Заметим, что пользователи в большинстве своем опасаются злоупотребления их приватной информацией при получении доступа к ней третьих лиц, не занятых непосредственно защитой общества от терроризма и экстремизма.

Это противоречие между безопасностью и приватностью не является тупиковым: компромисс достижим при энергичной мобилизации гражданского общества и выработки общей позиции относительно вопросов интернет-безопасности. В конце концов, если гражданское общество само страдает от терроризма, то оно и способно в полной мере оценить в какой мере нарушение приватности можно терпеть.

Однако всё происходит далеко не в ключе самоорганизации гражданского общества, а в точности по методичке «цветных революций», начиная с организаций красочных флеш-мобов, каким является запуск бумажных самолетиков.

Один из комментаторов канала Telegram во «ВКонтакте» описал ожидаемый эффект от этой акции: «Данная акция связанная с самолетиками вызовет у провительства небольшой резананс внутри их системы, и возможно что это дайдет до Путина, так как ркн деградирует уже во всю» (оригинальная орфография сохранена — прим. ИА Красная Весна).

Кроме того, вызывает вопросы явная непрозрачность отношений представителей Telegram с правоохранительными органами. Ни текстов их объяснений, ни мотивации, ни какой-то первичной информации нет, только заявления о «цензуре».

И, кстати, тут Дуров совершенно безграмотен, действия Роскомнадзора — это не цензура, поскольку он не вмешивается в содержание публикуемых материалов, а предъявляет претензии к прозрачности распространителя этой информации. И с этим можно согласиться: Россия имеет право на суверенное интернет-пространство.