1. Экономическая война
  2. Климатические соглашения
Токио, / ИА Красная Весна

В Японии бьют тревогу по поводу олигополизации рынка «зеленых» материалов

Изображение: (cc) nattanan23
Деньги и климат
Деньги и климат
Деньги и климат

В Японии нарастают опасения по поводу доступа к материалам, которые считаются ключевыми в процессе декарбонизации, поскольку большая часть добычи полезных ископаемых, таких как литий и кобальт, сосредоточена лишь в нескольких странах, 4 ноября сообщает Nikkei Asia.

Любая угроза поставкам металлов, используемых для производства всего, от аккумуляторов для электромобилей до электрических столбов, может остановить движение к более экологичному обществу в Японии и других странах, таких как Европа и США.

Это связано с тем, что на Австралию, Чили и Китай приходится почти 90% мирового производства лития, в то время как Демократическая Республика Конго, Россия и Австралия добывают около 80% кобальта.

Wood Mackenzie ожидает, что к 2040 году спрос на литий вырастет более чем в 12 раз по сравнению с уровнем 2020 года, а аппетит на кобальт подскочит почти в шесть раз. По словам Элени Джоаннидес, главного аналитика британской исследовательской фирмы, спрос будет дополнительно обусловлен экологизацией сети энергоснабжения.

Подчеркивая растущее внимание к таким ресурсам, англо-австралийский сырьевой гигант Rio Tinto Group в июле объявил о своих первых полномасштабных инвестициях в литий с планом потратить 2,4 млрд долларов на добычу металла в Сербии. Генеральный директор Джейкоб Стаушолм сказал, что глобальный сдвиг в энергетике открывает хорошие возможности для бизнеса.

Растущий спрос разгоняет цены. По данным Argus Media, используемый для производства батарей карбонат лития в конце октября торговался в Китае по рекордной цене 190 тыс. юаней (30 тыс. долларов) за тонну. Это более чем вдвое превышает цену в начале августа. При этом торговля в Китае служит барометром цен на данный материал.

В то время как производство традиционных энергоресурсов было децентрализовано из-за долгосрочного развития, призрак «ресурсного национализма» нависает над рынками металлов, необходимых для снижения выбросов углекислого газа (декарбонизации).

Конго, на долю которой приходится около 70% производства кобальта, рассматривает возможность внесения поправок в свое соглашение о поставке материала китайским компаниям. По словам экспертов, это происходит на фоне обвинений в том, что обещанное китайской стороной строительство инфраструктуры оказалось не столь быстрым, как ожидалось.

В Чили парламент рассматривает возможность повышения налогов для работающих там горнодобывающих компаний, что может привести к сокращению поставок металла из этой южноамериканской страны. Если закон будет принят, эффективная ставка налога для крупных горнодобывающих компаний может подскочить до 80% с примерно 40% в настоящий момент.

Тем временем Пекин продолжает добиваться концессий на добычу полезных ископаемых по всему миру путем установления связей с китайскими компаниями. В сентябре Contemporary Amperex Technology, ведущий мировой производитель автомобильных аккумуляторов, решила приобрести крупную канадскую компанию по добыче лития.

В то же время США и Европа стремятся ослабить свою зависимость от зарубежных поставщиков.

Европейский Союз пытается стать менее зависимым от импорта с помощью таких мер, как разработка подземных ресурсов в регионе и развитие сетей вторичной переработки. Администрация США рассматривает возможность использования раздела 232 Закона о расширении торговли для ограничения импорта, который считается угрозой национальной безопасности. Производитель электромобилей Tesla получил права на участок в Неваде, где он планирует производить литий.

Но попытки увеличить внутреннее производство — это не вариант для бедной ресурсами Японии, которая должна перейти к увеличению поставок из-за рубежа. Тем более, что глобальная конкуренция за эти материалы наверняка усилится после 26-й Конференции ООН по изменению климата (COP26), которая в настоящее время проходит в Глазго.