Турция пригрозила отложить на год вступление Швеции и Финляндии в НАТО
Турция заявила, что готова отложить решение вопроса о членстве Швеции и Финляндии в НАТО более чем на год, если она не получит удовлетворительных гарантий того, что две скандинавские страны готовы обратиться за поддержкой к курдским группировкам, которые она считает террористическими организациями, 14 июня сообщила The Guardian.
Премьер-министр Финляндии заявил 13 июня, что рассмотрение заявок двух стран в НАТО может быть остановлено, если вопрос не будет решен до важного саммита НАТО, который должен начаться в Мадриде 29 июня.
Турция обвиняет Швецию и Финляндию в укрывательстве предполагаемых членов Рабочей партии Курдистана (РПК), а также возражает против их решения в 2019 году запретить экспорт оружия в Анкару из-за военных операций Турции в Сирии.
«Это вопрос жизненно важных национальных интересов, и мы готовы предотвратить их членство в течение года, если это необходимо», — сказал Акиф Чагатай Кылыч, депутат от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и председатель Турецкого парламента (комитет парламента по иностранным делам). — «Турция является второй по величине армией в НАТО и предоставляет беспилотники, которые помогают Украине защищаться. Мы заслуживаем большего уважения».
Он сказал, что Турция уважает свои обязанности и ответственность перед альянсом. «Что [Швеция и Финляндия] собираются делать? Они укрывают террористические организации, которые убивают мой народ, не уважают мои границы, представляют экзистенциальную угрозу для моей страны. Единственное, чего мы требуем, это чтобы не было различий. Террористическая организация есть террористическая организация», — заявил депутат.
Во время визита в Швецию 13 июня премьер-министр Финляндии Санна Марин предупредила: «Если мы не решим эти вопросы до мадридского саммита, есть риск, что ситуация заморозится».
Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО, высоко оценил усилия Швеции по решению проблем Турции, но, похоже, признал, что планы по ускоренному членству теперь могут исчезнуть.
Премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон должна посетить саммит, который может в конечном итоге стать площадкой для демонстрации разногласий. В частном порядке западные официальные лица признают, что Германия, Франция и США не заинтересованы в доминировании Украины на саммите, хотя трудно представить, что поддержка Киева со стороны НАТО не является центральным вопросом.
10 июня Швеция попыталась успокоить Турцию, опубликовав внешнеполитический документ, в котором подчеркивалась необходимость борьбы с терроризмом, и открывалась возможность для Швеции возобновить экспорт оружия в Турцию. Швеция ввела ограничения на продажу оружия в 2019 году после вторжения Турции в северную Сирию. Великобритания уже сняла запрет на продажу.
В политическом документе говорится, что Швеция будет «вносить свой вклад в обеспечение безопасности всех стран НАТО, включая безопасность Турции». Более жесткий закон о борьбе с терроризмом, который должен вступить в силу 1 июля, дает шведским спецслужбам больше возможностей для отслеживания сообщений подозреваемых в сочувствии террористам.
Возможности для маневра у Андерссон ограничены, поскольку она не собирается трансформировать шведские законы об экстрадиции только для того, чтобы удовлетворить угрозы, исходящие от президента Турции, и на прошлой неделе ей пришлось полагаться на поддержку курдского шведского депутата и бывшего бойца-пешмерга, чтобы пережить вотум доверия. Депутат говорит, что получила неуказанные гарантии в обмен на свой голос.
В Швеции проживает 100 000 курдских беженцев.
Турецкие дипломаты возмущаются предположениями о том, что она ранее не возражала против членства Швеции или что она лицемерит в отношении курдского вопроса из-за своей поддержки экстремистских групп в других местах Ближнего Востока.
У Финляндии меньше проблем с Турцией, но она заявила, что вряд ли подаст заявку на членство без Швеции.
Финские СМИ сообщили, что в период с 2019 по 2022 год страна получила 10 связанных с Турцией запросов об экстрадиции. Два из этих запросов были удовлетворены, а семь находятся в обработке.
Хотя у Британии прочные дипломатические отношения с Турцией, она также предоставила обеим скандинавским странам гарантии безопасности в течение потенциально опасного серого периода между их заявлением о вступлении в НАТО и моментом, когда полное членство дает им коллективную оборону альянса.