Им сверху видно все. Очаги современного рабства засекут из космоса

Франсуа-Огюста Байарда. Скупка рабов на африканском побережье и их отправка на невольничий корабль. XIX в.
Франсуа-Огюста Байарда. Скупка рабов на африканском побережье и их отправка на невольничий корабль. XIX в.

Использовать технологии дистанционного зондирования Земли из космоса и последующей обработки полученных данных для борьбы с современным рабовладением научились исследователи Лаборатории прав человека в Университете Ноттингема (Великобритания), 22 февраля сообщает научный портал Science.

О том, как возникла такая идея, рассказала Дорин Бойд, директор программы обработки данных Лаборатории прав человека, в ходе конференции, которая была организована в Нью-Йорке Университетом Организации Объединенных Наций (УООН), и в работе которой принимали участие ученые-компьютерщики, эксперты по рабству и стратеги-политике.

По словам исследовательницы, однажды она изучала спутниковый снимок штата Раджастхан в Индии. На изображении был хорошо заметен коричневый овал, похожий на пыльную школьную беговую дорожку. Однако Дорин поняла, что на самом деле в объективы спутника попала кирпичная печь. Таких печей в Южной Азии насчитывается десятки тысяч, и на таких объектах, по имеющейся информации, нередко используются принудительные работы. Таким образом, космические снимки позволяют находить печи и сообщать о них соответствующим службам, занимающимся борьбой с рабовладением на местах.

«Вы не можете видеть рабство напрямую, но вы можете сделать вывод о нем», — говорит Бойд.

Бойд считает, что примерно треть объектов, на которых потенциально может использоваться рабский труд, видна из космоса. К ним относятся, прежде всего, кирпичные печи, незаконные рудники и временные лагеря по переработке рыбы. Обнаружению таких объектов должно способствовать увеличение числа спутников дистанционного зондирования Земли, а также усовершенствование алгоритмов обработки получаемой с них информации.

В 2015 году компания DigitalGlobe, чьи спутники предоставляют большую часть данных для популярного сервиса Google Earth, привлекла пользователей для детального изучения изображений озера Вольта (Гана), где эксперты по рабству подозревают использование принудительного детского труда на рыбном промысле.

«Мы исследовали это огромное озеро и пытались обнаружить лодки, — говорит Рианнан Прайс, директор программы глобального развития DigitalGlobe в Вестминстере, штат Колорадо. — В общей сложности 90 000 пользователей обнаружили 80 000 лодок, зданий и рыбных клеток».

Однако современные технологии искусственного интеллекта позволяют обойтись без привлечения такого огромного количества людей для обработки данных и существенно ускорить поиск. В качестве пилотного проекта Бойд и ее коллеги уже использовали краудсорсинговые визуальные поисковики для нахождения кирпичных печей. Благо, характерная форма, большие размеры и дымный след позволяют их легко идентифицировать. Согласно данным, опубликованным в одном из отчетов, примененные алгоритмы смогли правильно идентифицировать 169 из 178 печей в данных Google Earth в одном только районе Раджастхана, и лишь девять срабатываний оказались ложными.

Для поиска объектов рабовладения используются и снимки, получаемые с космических аппаратов компании Planet. В ее распоряжении в настоящий момент имеется около 150 небольших спутников. Изображения, поставляемые ими, имеют более низкое разрешение (около 3 метров на пиксель), но большое число аппаратов позволяет чаще снимать одни и те же участки земной поверхности и отслеживать изменения во времени.

«Каждый день мы видим каждое здание, каждое поле, каждую шахту, каждый карьер, каждый лес», — говорит Эндрю Золли, вице-президент Planet по глобальным инициативам в Нью-Йорке. Данные такого типа позволяют Бойд и ее коллегам исследовать быстро изменяющиеся признаки рабства. Например, из космоса можно наблюдать за сбором хлопка в Туркменистане и, основываясь на том, как быстро изменяются размеры посевов, определять, собирали ли хлопок машины или же применялся ручной труд. В Сундарбане — самом большом по территории мангровом лесе Земли, который расположен в дельте Ганга и захватывает территории Индии и Бангладеша, креветочные фермы и рыбоперерабатывающие лагеря используют рабский труд для расчистки мангровых зарослей. Этот процесс также можно наблюдать со спутников.

Наконец, Лабратория прав человека не планирует ограничиваться для своих наблюдений только видимой частью спектра. Так, с помощью высокоточного радара спутника Sentinel-1 Европейского космического агентства возможно обнаружить крошечные изменения высоты земной поверхности и выявить проседание грунта над туннелями, где ведутся нелегальные горные работы. Другой спутник Sentinel-2, который способен вести наблюдение в инфракрасном диапазоне, позволит обнаружить добычу полезных ископаемых, основываясь на отличии отражательной способности недавно извлеченных из Земли минералов от окружающего фона.

Разумеется, сами по себе такие решения не являются панацеей, поскольку анализ спутниковых снимков является лишь «оперативной информацией» для действий соответствующих служб на местах. Более того — даже до того, как анализ начнется, исследователи должны знать, что они ищут. «Снимки сами по себе значительно менее полезны, если у вас нет местных знаний о том, на что вы смотрите», — говорит Золли.

Напомним, по последним оценкам Международной организации труда (МОТ), сегодня в рабстве содержатся 40,3 миллиона человек. Считается, что в наибольшей степени рабство распространено в таких странах, как Судан, Мавритания, Сомали, Ангола, Пакистан, Индия, Непал, Мьянма. После военного переворота рабство распространилось и в Ливии. Общий доход, получаемый от использования принудительного труда, по данным МОТ, составляет сегодня не менее 150,2 миллиардов долларов в год.