Встают и уходят: зрители отвергли спектакль, выдвинутый на «Золотую маску»

Изображение: photochur, cc0
Пустые кресла. Зрительный зал
Пустые кресла. Зрительный зал

Скандальный спектакль красноярского театра им. Пушкина «Я.Другой.Такой.Страны» был отвергнут зрителями, утверждается в телевизионном репортаже, показанном 8 апреля в эфире телекомпании ТВК.

«Все дело в том, что постановка плохо окупается. Одни зрители просто встают и уходят, другие не возвращаются после первого акта», — говорится в репортаже.

«Возрастные зрители считали, что мы глумимся. Что мы посягаем на святое», — говорит молодая актриса театра Ася Малеванова.

Художественный руководитель другого красноярского «Театра на крыше» Лера Березкина, чье мнение так же приводится в репортаже, оценивает спектакль положительно: «Надо расслабиться, чтобы этот спектакль досмотреть. Смеяться. И чтобы тебе было по-кайфу».

Опрошенный журналистом «Красной Весны» один из зрителей данного спектакля сформулировал свое отношение к постановке следующим образом: «Там глумятся над Лениным, Крупской, Сергеем Лазо, советским летчиком Маресьевым, Пушкиным, а также над одним из русских князей. Над русской культурой как таковой и над героизмом вообще. И на что режиссер предлагает опираться современной молодежи, когда она должна будет защищать Родину и хоть какие-то идеалы? На личные интересы? Из общества делают слизь, которая не способна будет себя защитить в трудную минуту, и которая не имеет образцов для героизма».

Премьера спектакля «Я.Другой.Такой.Страны» состоялась в красноярском театре им. Пушкина 15 сентября 2017 года и была «приурочена» к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Спектакль уже получил несколько театральных премий. В настоящее время он выдвинут на высшую российскую театральную премию «Золотая маска» сразу в 5-и номинациях, включая такие основные номинации, как «Спектакль большой формы» и «Драма: Работа режиссера».

Режиссер спектакля Дмитрий Егоров (г. Санкт-Петербург) активно сотрудничает с сибирскими театрами. Помимо театра им. Пушкина, его постановки шли в красноярском «Театре на крыше», а также в Омске, Новосибирске и Томске.

Литературной основой для спектакля стали тексты Дмитрия Пригова, чьи произведения начали печатать в СССР только с приходом перестройки. Продвижением наследия Пригова в современном культурном пространстве России активно занимается «Фонд Михаила Прохорова», а также связанное с ним издательство «Новое литературное обозрение»: ими постоянно выпускаются издания произведений Дмитрия Пригова. Автором проекта издания пятитомного полного собрания сочинений Пригова стала учредитель фонда Ирина Прохорова.

В Красноярском крае «Фонд Михаила Прохорова» имеет исключительное влияние на местную театральную жизнь: фонд является генеральным партнером крупнейшего регионального фестиваля «Театральная весна».

Комментарий редакции

Отметим откровенно мещанский язык, на котором изъясняется художественный руководитель модного красноярского «Театра на крыше» Лера Березкина. Зрителю современных постановок предлагается не отвечать вместе с театром на проклятые вопросы жизни, а заниматься неприкрытым потребительством, «расслабиться и кайфовать». Постановка, заявленная авторами как «концерт», препарирующий советскую действительность, совершенно не стесняется идти вглубь русской истории, не ограничивая себя рубежом 1917 года. Под удар попадают не только советский герой Великой Отечественной войны Маресьев, но и Пушкин, а также древний русский князь. Тем самым авторам постановки мало поглумиться над советским прошлым. Издевательствам должны быть подвергнуты и русские классики, и вся русская история целиком. Кроме того, в случае со спектаклем «Я.Другой.Такой.Страны» проявляется современная практика «диктата критики», господствующей не только в России, но и в западном культурном мире вообще. Каким образом сомнительная постановка, явно отвергаемая главным критиком — зрителем, попадает сразу в пять номинаций на престижнейшую театральную премию «Золотая маска»? Очевидно, что право решать судьбу театральных постановок присвоено некой узкой группой критиков-культуртрегеров. Несмотря на тошнотворность предлагаемого театрального «меню», раз за разом именно она, эта узкая группа, определяет, что будет смотреть и какие смыслы будет поглощать широкий зритель.