Какую культуру собрались развивать на Дальнем Востоке?

Изображение: Грук Андрей © ИА Красная Весна
Золотой мост, Владивосток, Россия.
Золотой мост, Владивосток, Россия.
Золотой мост, Владивосток, Россия.

Развитие инфраструктуры и материальной базы Дальнего Востока, о котором говорят спикеры ВЭФ — необходимый элемент создания культурной жизни, но явно недостаточный, говорится 4 сентября в редакционном комментарии ИА Красная Весна.

Ранее на ВЭФ обсудили, как надо развивать культурную жизнь Дальнего Востока. Состояние сферы культуры на Дальнем Востоке и ее роль в деле развития человека обсуждали на отдельной сессии участники VI Восточного экономического форума (ВЭФ).

Генеральный директор «Дома молодежи» Максим Косенко призвал «приземлить» культуру как таковую и порадовался тому, во что превращаются сейчас библиотеки. Директор филиала Государственной Третьяковской галереи во Владивостоке Лариса Котрелёва посетовала на отсутствие в регионе продюсерских центров, которые делали бы из молодежи «звёзд».

Подводя итоги дискуссии, директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов сказал о важности культурной жизни в регионах.

«Развитие инфраструктуры и материальной базы, о котором говорят спикеры ВЭФ — необходимый элемент создания культурной жизни, но явно недостаточный. Гораздо важнее определить, какое содержание будут транслировать филиалы столичных учреждений, трансформированные библиотеки и дома культуры.

Можно попытаться найти ответ на этот вопрос. Во-первых, обратимся к недавним громким событиям культурной жизни. Ольга Бузова на сцене МХАТ имени Горького, приравнивание казанского убийцы к герою Достоевского в Театре российской армии — тенденции, которые, дойдя до Дальнего Востока, вряд ли поспособствуют «воспитанию и мировоззрению нового поколения людей» в том ключе, который необходим для сохранения и приумножения людей в регионе.

Есть вопросы и к Третьяковской галерее, где под руководством Зельфиры Трегуловой из классиков русской литературы лепят что-то невразумительное в угоду текущей политической конъюнктуре.

Во-вторых, нужно внимательно прислушаться к тому, что сказал господин Косенко. Превратить библиотеки из мест приобщения в места развлечения, «приземлить» классику (то есть, сделать ее неспособной тянуть человека вверх), разговаривать с поколением на его языке… Что имеет в виду Косенко? А если языком поколения будет язык Моргенштерна? Тогда новые учреждения, построенные и отремонтированные за государственный счет, будут фактически уничтожать культуру под видом ее развития.

В-третьих, странным представляется сосредоточение на неких «продюсерских центрах» как точках самореализации молодежи. Почему-то это словосочетание сразу вызывает из памяти печально известный «Дом Тик-тока» — продюсерский центр, молодые «звезды» которого были массово арестованы за призыв к незаконным митингам.

В общем, оптимистические реляции и правильные слова участников ВЭФ о развитии культуры в регионе не вызывают особой радости, потому что двусмысленная реализация этих благих начинаний может повернуть эмоциональную и духовную жизнь людей Дальнего Востока совсем не на те рельсы, о которых заявляют спикеры».