Die Zeit: планы ФРГ доставлять водород через СПГ терминалы сомнительны
Обещания правительства Германии использовать дорогостоящую инфраструктуру для доставки СПГ для доставки водорода могут оказаться неосуществимыми, 1 декабря пишут редакторы газеты Die Zeit Аня Штеле и Цахариас Цахаракис.
Авторы пишут, что до сих пор концепции климатически нейтрального энергоснабжения предусматривали, что в будущем Германия будет импортировать большие объемы жидкого водорода на судах из стран, где его можно дешево производить с помощью энергии ветра и солнца. Водород, вероятно, трудно транспортировать, поскольку для сжижения его необходимо охладить до минус 250 градусов.
Поэтому большинство экспертов выступают за транспортировку водорода в виде аммиака, молекула которого состоит из одного атома азота и трёх атомов водорода. В форме аммиака водород можно сжижать при минус 33 градуса Цельсия — и это упрощает транспортировку.
Таким образом, стационарные СПГ-терминалы в Штаде и Брунсбюттеле должны быть пригодны для хранения аммиака, то есть соответствовать определенным требованиям; трубопроводы и резервуары должны быть изготовлены из материалов, способных выдержать агрессивное воздействие вещества.
Отмечается, что аммиак токсичен и коррозионно-активен. «Будь то резервуар, установка для разжижения, уплотнения, насосы и концепция безопасности — многочисленные компоненты должны быть разработаны для конкретных источников энергии», — говорит эксперт Института системных и инновационных исследований Фраунгофера Матия Ример.
Резервуар для хранения и транспортировки аммиака должен быть изготовлен из высоколегированной нержавеющей стали, иначе со временем в нем появятся трещины. Однако нержавеющая сталь стоит дорого, и тот, кто планирует работать только на ископаемом природном газе, вероятно, будет использовать более дешевый материал.
Брунсбюттель не дает конкретной информации о том из каких материалов строятся резервуары и трубы СПГ терминала. Эксплуатирующая компания лишь отмечает, что они принимают во внимание «модернизацию, насколько это возможно». Что означает «модернизация» в данном контексте, остается неопределенным.
Даже в министерстве окружающей среды Шлезвиг-Гольштейна до сих пор не знают, как именно и из каких материалов должны быть построены дорогостоящие резервуары. В ведомстве говорят, что дальнейшие изменения в терминале, которые позволят ему принимать водород, будут «зависеть, прежде всего, от технического развития следующих 15 лет».