В Якутии испытали систему очистки воздуха для машин алмазного карьера
Испытания системы очистки воздуха для горнотранспортной техники, разработанной учеными Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ), завершились в алмазном карьере «Юбилейный» в Якутии, 25 апреля сообщила пресс-служба ТГТУ.
Разработка, выполненная по заказу компании по добыче алмазов «АЛРОСА», осуществлялась учеными Инжинирингового центра ТГТУ «Новые материалы и технологии гражданского и двойного назначения» совместно с корпорацией «Росхимзащита».
Система очистки воздуха, созданная учеными ТГТУ, позволяет решить проблему загрязнения воздуха в карьере, возникающего при взрывных работах и при выбросе выхлопных газов горнотранспортной техникой.
Андрей Бутенко, руководитель направления по внедрению инноваций Центра инноваций и технологий института «Якутнипроалмаз» АК «АЛРОСА» пояснил: «Для глубоких карьеров характерна загазованность зимой. Эта проблема возникает вследствие снижения активности ветра, глубины карьера. В результате газы, которые образуются от дизельной техники, скапливаются в карьере, и воздушный слой запирает их там. Руководством компании, руководством ГОКа было принято решение о необходимости разработки технического решения для обеспечения машинистов и водителей средствами газозащиты в кабинах горной техники».
Испытания системы шли с конца ноября 2021 года по 15 апреля 2022 года. Образцы систем очистки воздуха были установлены в кабины пяти экскаваторов, одного бурового станка и одного самосвала, работающих в карьере «Юбилейный» Айхальского горно-обогатительного комбината.
Виктор Ягубов, сотрудник Инжинирингового центра ТГТУ, рассказал, что проведенные испытания показали высокую степень очистки воздуха от формальдегидов, оксидов азота и угарного газа. «Сейчас мы ведем переговоры об оснащении этой системой всей техники карьера „Юбилейный“ и проведении обучения работников карьера по ее обслуживанию и ремонту», — сообщил инженер.
Принцип работы установки заключается в том, что загрязненный снаружи воздух засасывается в устройство, которое прогоняет его через систему адсорбционной и каталитической очистки и подает в кабину уже чистым и разогретым до температуры от +15 до +40 градусов в зависимости настройки обогревателя, которую выбрал водитель. Пульт управления установкой располагается в кабине.
Конструкция, разработанная учеными ТГТУ, позволяет оптимально распределять потоки воздуха. Выбранные сорбент и катализатор эффективно работают в условиях до -45 градусов по Цельсию.
Позволяя очистить воздух в кабинах транспорта, система снижает таким образом риски для здоровья работающих с техникой сотрудников, отмечают разработчики.