Изучение городских ящериц стало шагом к пониманию эволюции — ученые из США

Ящерица
Ящерица

Изучение тепловой устойчивости городских ящериц позволило приблизиться к пониманию процесса эволюции, утверждают исследователи из Университета Вашингтона в Сент-Луисе и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, сообщает 10 марта Phys Org.

Ученые выяснили, что городские ящерицы могут приспосабливаться к жаре лучше, чем те, которые живут в лесу. Животные, которые живут среди металлических заборов, бетонных стен и асфальтовых покрытий, чувствуют себя удовлетворительно и не изменяют поведение при более высокой температуре, чем это отмечено в среднем для других популяций.

«Это похоже на мощный скрытый управленческий механизм, который проявляет себя только в определенной среде. Мы только начинаем понимать, как естественный отбор влияет на эти характеристики, воздействуя на процесс эволюции», — комментирует результаты исследования эксперт по геномным аспектам термической адаптации Шейн Кэмпбелл-Стэйтон, доцент в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Отмечается, что жароустойчивость — это относительно сложная характеристика, за которую отвечают несколько систем организма, она регулируется сотнями генов. И это при том, что у хладнокровных животных, таких как ящерицы, приспособление может осуществляться также регулированием поведения — перемещением в другие места (по отношению к солнцу) или путем изменения времени суток, когда животные активны.

Таким образом, приспособленность городских ящериц к жаре является примером естественного обора, направленного на высокую пластичность. Для понимания, в чем особенность пластичности как приспособительного признака, авторы приводят пример приспособления городских ящериц к условиям обитания в виде более длинных конечностей.

Конечности будут более длинными независимо от того, в каких условиях вырастет ящерица. Однако адаптация в виде появления большой пластичности возникает только тогда, когда животные рождаются и растут в городской среде.

«Различия в жароустойчивости ящериц проявляются только тогда, когда соответствующие гены подвергаются воздействию высоких температур», — поясняет Кэмпбелл-Стэйтон.