Филиппины приняли закон о защите свободы вероисповедания
Закон о свободе вероисповедания, который, по словам законодателей, направлен на защиту права каждого гражданина на свободу вероисповедания, 1 декабря принял конгресс Филиппин.
Новый закон гарантирует выполнение правил и положений о том, как государство, включая все правительственные учреждения, будет уважать право филиппинцев выбирать конфессию.
«Этот законопроект будет поощрять филиппинцев к духовному росту, предоставляя им свободу вести свою жизнь в соответствии со своей верой или религиозными убеждениями, не опасаясь преследований, угроз или наказания», — заявил депутат Эдди Вильянуэва в своей речи в поддержку закона.
Вильянуэва похвалил своих коллег-законодателей после тщательного обсуждения и корректировки законопроекта, чтобы сделать его «включающим» все формы веры, в том числе и тех, кто хотел воспользоваться своим правом не верить.
«…эта мера также направлена на содействие свободному рынку религиозных идей в стране, где ни одна религия не подавляется и не превалирует над другой. Выравнивая игровое поле для распространения различных религий, филиппинцам предоставляется полный спектр различных религий и свобода выбора, к какой из них они присоединятся», — подчеркнул Вильянуэва.
В законопроекте перечислены права каждого человека на пропаганду своих религиозных убеждений, право на распространение религиозных публикаций, право на отправление религиозных культов и обрядов, право на организационную независимость и право на свободу от дискриминации в сфере занятости.
Закон предусматривает уголовную ответственность за принуждение человека путем применения силы, угроз, запугивания или наказания к выбору или отказу от конкретной религии. Также запрещается препятствовать доступу к религиозной информации, клеветать, преследовать или унижать человека по причине его религиозных убеждений.
Закон о свободе вероисповедания был впервые представлен в 2021 году, но подвергся критике со стороны гуманистических и нерелигиозных групп за то, что он якобы «слишком христианский».
Религиозные меньшинства, такие как мусульмане и атеисты, возмутились языком и формой законопроекта, который якобы предполагал, что все филиппинцы являются христианами.
«Слишком долго неверующим, атеистам и гуманистам никогда не давали голоса, и их чувства не были услышаны ни в одной политике или законопроектах, разработанных нашими законодателями, несмотря на то, что Филиппины являются светским государством. И если эта Великая хартия свободы вероисповедания станет законом, она поставит под угрозу жизнь многих людей, не только нерелигиозных, но даже обыкновенных гражданских групп», — заявил главный исполнительный директор гуманистического альянса Филиппин Джаван Побладор журналистам в мае 2021 года.
Несколько мусульманских лидеров также выступили против подхода, в котором предпочтение отдается христианам, но не нехристианам.
«Великая хартия свободы вероисповедания якобы направлена на защиту права общества на свободу религии или убеждений. Но вместо этого он отдавал предпочтение религиозным группам, особенно христианам, и полностью игнорировал гуманистические и второстепенные религиозные группы», — сказал мусульманский ученый Исмаэль Ахадас.
Филиппинское атеистическое общество заявило, что одобрение законопроекта нарушает международные стандарты прав человека в отношении права на религиозные убеждения, включая право не верить ни в какую форму божества или религии.
«Законопроект может иметь последствия для гуманистических организаций и активистов, а также более широкого гражданского общества на Филиппинах, которые уже вынуждены действовать во все более авторитарной среде, отмеченной репрессивной практикой „красных ярлыков“ и злоупотреблением антитеррористическим законодательством», — считает филиппинский атеист Гисмар Окая.
Конференция католических епископов Филиппин (СВСР) заявила, что разработать законопроект, который бы удовлетворил интересы всех вероисповеданий, было непросто, но изложение религиозных прав было «необходимостью» в каждом демократическом обществе.
«Нам нужно знать, каковы наши конкретные права… и каково соответствующее наказание, если кто-то посмеет нарушить это право», — ответил о. Йовен Хестула из Комиссии CBCP по экуменическим делам.