Бывший замминстра финансов РФ рассказал о дефолте 1998 года

Изображение: (cc) Бахтиёр Абдуллаев
Протесты против экономической политики. 1998
Протесты против экономической политики. 1998

Действия МВФ во время дефолта 1998 года в России прокомментировал Олег Вьюгин (замминистра финансов РФ в 1996–1999 гг. — прим. ИА Красная Весна), 16 августа сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

На Youtube канале Сергея Алексашенко (первый заместитель председателя правления Центрального банка России в 1995—1998 годах — прим. ИА Красная Весна) опубликовано интервью с Олегом Вьюгиным. В преддверии двадцатилетия дефолта непосредственные участники вспоминали детали произошедшего.

На вопрос Сергея Алексашенко, было ли понимание в Минфине, что наступает кризис, Олег Вьюгин пояснил, что «понимание было, насколько я это чувствовал и видел, в ответ на это была инициирована большая программа с МВФ (Международный валютный фонд — прим. ИА Красная Весна)».

«Позже, но параллельно, был еще инициирован обмен внутреннего долга на внешний, это в рамках программы, действие было [инициировано] руководством Касьянова, этот проект тоже делался. Логика была такая: получаем крупный кредит от МВФ, часть, достаточно значимую, внутреннего долга меняем на "длинный" внешний долг в нагрузку на ГКО (Государственные краткосрочные облигации — прим. ИА Красная Весна), тем самым восстанавливаем доверие инвесторов, ну и получаем некоторый разумный период, чтобы держать ситуацию под контролем и что-то сделать», — пояснил эксзамминстра финансов.

«Это была конечно краткосрочная логика, обмен получился не на ту сумму которую думали, любопытно, потому что держатели ГКО — иностранные банки и фонды не стали в нем [обмене] участвовать, т.е. часть участвовала. Я помню у меня даже был разговор с одним из руководителей фонда: "Почему вы не стали участвовать? — А мы и так себя комфортно чувствуем" — удивителен был его ответ», — подчеркнул Вьюгин.

«С точки зрения фондов — они не предполагали, что может быть дефолт», — отметил он.

Напомним, в СМИ неоднократно появлялись публикации о причастности финансиста Уильяма Браудера, главы фонда Hermitage Capital, к хищению 4,8 млрд долларов, которые были направлены МВФ для стабилизации экономики России в 1998 году, что спровоцировало дефолт. Браудер также известен в связи с арестом в 2009 году и гибелью, после того, как он начал давать показания российским правоохранительным органам, аудитора его фонда Сергея Магнитского. А также благодаря мощной санкционной кампании правительства США против граждан России, получившей название «Акт Магнитского». Браудер занимался скупкой акций «Газпрома» (что запрещено иностранным лицам) через сеть фирм–однодневок. В отношении Браудера и его фонда было заведено несколько уголовных дел и позже его заочно приговорили к 9 годам лишения свободы.