1. За рубежом: реальный мир
Лариса Беседина / ИА Красная Весна /
В мире, где во главе угла стоит прибыль, а государство защищает интересы корпораций, человек остается один на один со своими проблемами

Похудеть и не умереть. Как семаглутид меняет мир

Александр Дейнека. Раздолье (фрагмент). 1944
Александр Дейнека. Раздолье (фрагмент). 1944

Стандарты красоты, пропагандирующие спортивное и стройное тело, актуальны на протяжении многих лет. Желание сбросить лишние килограммы и иметь красивую фигуру не ослабевает и в наши дни. Однако не все отправляются за фигурой своей мечты в спортзал, все большее число людей предпочитают изнурительным тренировкам волшебную пилюлю. И на что только ни идут желающие сбросить лишние килограммы — вспомнить хотя бы нашумевшую историю с «тайскими таблетками», подорвавшими здоровье не только «простых смертных», но и многих российских знаменитостей.

Последнее время широкую популярность в борьбе за стройную фигуру приобрели препараты для лечения диабета второго типа — «Вегови» (Wegovy) и «Оземпик» (Ozempic). Среди тех, кто успешно похудел при помощи этих препаратов, чаще всего звучат имена Ким Кардашьян и Илона Маска.

Wegovy и Ozempic выпускаются датской фармацевтической компанией Novo Nordisk. Оба препарата — рецептурные, предназначенные для людей с высоким индексом массы тела, диабетом второго типа и хотя бы одним сопутствующим заболеванием. Действующим веществом в этих препаратах является семаглутид — аналог человеческого глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1), естественного гормона организма, участвующего в обмене глюкозы и регуляции аппетита.

Семаглутид снижает общую массу тела и массу жировой ткани, уменьшая потребление энергии. У пациентов, принимающих препарат, наблюдается общее снижение аппетита, ослабляется чувство голода, ослабевает тяга к высококалорийной пище. Исследования показали, что, воздействуя на изолированные участки тканей головного мозга, семаглутид активирует нейроны, связанные с чувством сытости, и подавляет нейроны, связанные с чувством голода.

Золотая жила

Свойство семаглутида снижать массу тела на 10–20% сразу же привлекло к себе внимание, и препарат начали принимать в целях похудения. Учитывая, что в мире от ожирения страдает 1 млрд человек, применение препарата в целях снижения веса сулило для фармацевтических компаний баснословную прибыль. Можно сказать, что фармкомпании нашли очередную золотую жилу.

Датская фармацевтическая компания Novo Nordisk благодаря препаратам от диабета стала второй европейской компанией, чья рыночная стоимость превысила отметку $500 млрд (48,5 трлн руб.). По данным Bloomberg, за год акции компании на бирже Копенгагена подорожали на 60%. До сих пор рыночной стоимости выше $500 млрд удавалось достичь только французской компании LVMH — известному производителю предметов роскоши.

Благодаря высокому спросу на продукцию Novo Nordisk от диабета и избыточного веса, в первую очередь Wegovy и Ozempic, датская компания по итогам 2023 года увеличила продажи на 31%, до $33,71 млрд, а ее операционная прибыль увеличилась на 37%, до $14,9 млрд, чистая прибыль — на 51%, до $12 млрд. При этом продажи средств от избыточного веса выросли на 154%, до $6 млрд, а спрос на Wegovy был настолько высок, что компания не успевала выполнить все заказы.

Не отстает от датской компании в росте прибыли и американская фармацевтическая компания Eli Lilly and Co, также производящая препараты от диабета и ожирения. Рост спроса на ее препараты Mounjaro и Zepbound позволил компании увеличить чистую прибыль во втором квартале в 1,7 раза, выручку — на 36%.

Препараты на основе семаглутида становятся востребованными во многих странах. Недавно Novo Nordisk заявила, что Wegovy получил одобрение регулятора Китая, где, по данным Национальной комиссии здравоохранения на 2020 год, более половины населения имеют избыточный вес или страдают ожирением.

В начале года Wegovy был одобрен к использованию в США для снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний у людей с избыточным весом, сейчас препарат получают 130 тыс. пациентов еженедельно. Всё это, несомненно, положительно сказывается на финансовых показателях фармацевтических компаний, производящих данный препарат.

Дефицит на фоне ажиотажа

Из-за ажиотажа, связанного с применением препарата в качестве средства для похудения, лекарство стало недоступно для тех, кому предназначалось изначально — для больных диабетом второго типа. Причем дефицит охватил практически все страны. Проблемой дефицита пришлось заняться на уровне правительств.

Так, на сайте правительства Канады сообщается, что в стране имеются проблемы с поставками Ozempic (семаглутид), Trulicity (дулаглутид). Компания Eli Lilly уведомила министерство здравоохранения Канады, что в зависимости от дозировки она ожидает, что дефицит будет устранен к концу 2024 года.

Правительство Австралии также предупреждает своих граждан, что поставки Ozempic останутся ограниченными до конца 2024 года и призывают медиков не назначать препарат новым пациентам, если нет подходящих альтернатив или веских клинических причин для этого. Власти страны также связывают возникший дефицит с «быстрым ростом числа рецептов на „нестандартное“ применение препарата».

А что происходит в России?

Не остались в стороне от мирового тренда и российские фармацевтические компании. В начале октября ведущая инновационная биофармацевтическая компания «Промомед», один из крупнейших российских фармпроизводителей, выводит на рынок отечественный препарат нового поколения для лечения избыточного веса и ожирения «Велгия» (МНН семаглутид). В компании сообщили, что процедура регистрации препарата завершена, в ближайшее время ожидается вывод лекарственного средства в гражданский оборот, первые партии поступят в продажу уже в 4 квартале 2024 года.

Ранее компания вывела на рынок препарат «Квинсента», также предназначенный для лечения сахарного диабета и успешно восполнивший пропавший «Оземпик». Новый препарат «Велгия» разработан именно для терапии ожирения. Помимо снижения веса производитель заявляет, что препарат способствует коррекции метаболических нарушений, которые лежат в основе формирования целого ряда сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Еще одна ведущая отечественная фармкомпания «Герофарм» 7 октября объявила о регистрации нового препарата «Семавик Некст», полностью биоэквивалентного препарату датской компании Novo Nordisk Wegovy. Вывод лекарственного средства в гражданский оборот запланирован на ноябрь 2024 года.

Первый препарат этой линейки — «Семавик» — активно используется врачами и пациентами с начала 2024 года и занимает лидирующие позиции на российском рынке. Отличие «Семавик Некст» от первого препарата линейки — в более высоких дозировках и более длительном действии на организм. «Семавик Некст» предназначен именно для снижения избыточной массы тела.

Обе компании ссылаются на данные Росстата за 2023 год, согласно которым почти 44% граждан России старше 19 лет имеют повышенный индекс массы тела, или предожирение, и обещают принимающим препарат помимо похудения еще множество положительных эффектов: снижение рисков сосудистых нарушений, инфарктов и других заболеваний сердца, снижение степени воспаления, улучшение когнитивных функций, улучшение репродуктивной функции, благоприятное воздействие на эмоциональный фон, лечение апноэ, профилактика развития сахарного диабета второго типа, деменции, старения сосудов и др. «Фактически это современная и научно доказанная антиэйджинг-терапия, которая продлевает активную жизнь и позволяет сделать „медицину будущего“ реальным настоящим», — говорится на сайте «Промомед».

По словам генерального директора ООО «Промомед ДМ» Ильи Бардина-Денисова, цель компании — «в кратчайшие сроки обеспечить каждого российского пациента инновационными, высокоэффективными и доступными препаратами».

Порция дегтя

Казалось бы, все складывается удачно — миллионы людей наконец-то получили заветную пилюлю, обладающую чудесными исцеляющими свойствами, а фармацевтические компании — сверхприбыль. А как обстоят дела на самом деле? Реальность такова, что у препаратов на основе семаглутида имеется масса серьезных побочных эффектов.

Согласно инструкции по применению препарата «Оземпик», наиболее часто регистрируемыми нежелательными реакциями являются нарушения со стороны ЖКТ, включая тошноту, диарею и рвоту. Также в числе побочных эффектов: риск развития рака щитовидной железы, панкреатит, камни в желчном пузыре, ухудшение зрения, почечная недостаточность, недоедание, гипогликемия, аллергическая реакция, депрессия, мутация лица, выпадение волос. Кроме того, если прекратить прием препарата, то вес возвращается и даже в большем объеме. При этом негативные последствия при долгосрочном приеме «Оземпика» на данный момент неизвестны.

Несмотря на то, что Ozempic одобрен FDA как лекарство от диабета, миллионам американцев его назначали для похудения. И если в случае со смертельно опасным заболеванием выбор в пользу приема препарата не вызывает сомнений, то с похудением — вопрос спорный. Препарат оказывает серьезное негативное воздействие на людей, не страдающих диабетом и принимающих его только для того, чтобы сбросить вес.

В зарубежных СМИ начала появляться информация о многочисленных исках против производителей Ozempic и других лекарств на основе семаглутида. Пациенты на фоне приема препаратов столкнулись с серьезными последствиями, вплоть до панкреатита, гастропареза и хронической диареи, о которых их якобы не предупредили.

Массовая британская ежедневная газета-таблоид Daily Mail в своей статье от 13 марта 2024 года рассказала, что пришлось испытать людям, подавшим иск на фармкомпанию Novo Nordisk. Большинство пациентов утверждают, что страдали от гастропареза — медицинского термина, обозначающего паралич желудка. Это состояние, которое может быть опасным для жизни, вызывает скопление пищи в кишечнике, а его симптомы включают тошноту, рвоту и сильную боль. Многих пациентов теперь всю жизнь будут сопровождать серьезные проблемы со здоровьем, так как последствия оказались необратимыми.

Одним из серьезных последствий приема семаглутида является риск возникновения рака щитовидной железы. В инструкции к «Оземпику» говорится, что в пострегистрационном периоде применения другого аналога ГПП-1, лираглутида, были отмечены случаи медуллярного рака щитовидной железы (МРЩЖ). Имеющихся данных недостаточно для установления или исключения причинно-следственной связи возникновения МРЩЖ с применением аналогов ГПП-1, однако двухлетние исследования на крысах и мышах показали, что семаглутид стал причиной развития у подопытных животных опухолей С-клеток щитовидной железы без смертельного исхода. Считается, что в отношении людей данный риск является низким, но не может быть полностью исключен.

Кроме того, группа международных исследователей выявила связь между приемом препаратов для лечения диабета, часто используемых для похудения, и суицидальными мыслями у пациентов. Работа опубликована в журнале JAMA Network Open. Изучив базу данных Всемирной организации здравоохранения, где собраны сведения о побочных эффектах от лекарств из 140 стран, исследователи пришли к выводу, что пациенты, принимавшие семаглутид, чаще сталкивались с суицидальными мыслями. Однако другие специалисты назвали исследование слабым и неубедительным, а регуляторы США и ЕС вообще не выявили такой связи.

По словам адвоката из Levin Papantonio Rafferty Кэмерона Стивенсона, со временем будут поданы десятки тысяч исков от пациентов, пострадавших от приема препаратов на основе семаглутида. Во всех судебных исках компанию Novo Nordisk обвиняют в том, что она не предупредила должным образом о риске развития гастропареза на упаковке препарата.

Daily Mail также пишет, что многие иски содержат подробности об «агрессивном» маркетинге Novo Nordisk в отношении препаратов от диабета и для снижения веса, в том числе о 884 миллионах долларов (85,5 млрд руб.), потраченных на телевизионную и цифровую рекламу за пятилетний период. В жалобах также упоминается многомиллионная лоббистская кампания, направленная на врачей в США. Однако Novo Nordisk считает, что обвинения в иске необоснованны, и намерена решительно защищать себя от претензий.

«Всё есть яд и всё есть лекарство»

При назначении лекарственных препаратов, особенно тех, которые имеют серьезные побочные эффекты или противопоказания, всегда оценивается соотношение пользы и риска. Возможно, что в случае заболевания сахарным диабетом или при крайней степени ожирения потенциальная польза от применения семаглутида превышает потенциальный риск. Но насколько оправдано применение данного препарата в случае, когда нужно сбросить несколько лишних килограммов? Наибольшие опасения в этой истории вызывает именно бесконтрольный прием препарата не по прямому назначению. Использование семаглутида лицами без сахарного диабета и с индексом массы тела (ИМТ) менее 30 может приводить к тяжелым состояниям и госпитализациям.

К тому же, препарат недостаточно изучен. По словам доктора Дженис Джин Хван, заведующей отделением эндокринологии и метаболизма в медицинской школе университета Северной Каролины, препарат не проходил систематических испытаний на людях с более низкой массой тела, и возможно, что у пациентов, не входящих в группу, для которой предназначен препарат, могут наблюдаться более серьезные побочные эффекты и без дополнительных исследований неясно, насколько серьезными они могут быть.

В связи с этим вызывает недоумение агрессивная реклама данных препаратов именно как средства для коррекции массы тела, а также в качестве «современной и научно доказанной антиэйджинг-терапии». Врачи-эндокринологи в основной массе охотно выписывают или советуют данный препарат своим пациентам. Складывается впечатление, что почти половину населения сознательно «подсаживают на иглу».

Лекарственные средства на основе семаглутида отпускаются строго по рецепту. Но для желающих приобрести, например, «Оземпик» без рецепта в России это не проблема — черный рынок лекарственных препаратов и БАДов огромен. Стоит только зайти в интернет и набрать соответствующий запрос в поисковике.

За рубежом частные клиники также выписывали препараты не по назначению. Препарат от диабета назначался пациенту, желающему сбросить вес. В США и Австралии были случаи продажи поддельного «Оземпика» неизвестного происхождения, в некоторых случаях отличить подделку от оригинала затруднялись даже специалисты.

В фармацевтической отрасли вращаются колоссальные денежные потоки и надеяться на то, что фармкомпании откажутся от своего «куска пирога», не стоит. Пока есть огромный спрос и деньги текут рекой, о последствиях никто не хочет думать. В качестве примера здесь можно привести события по всемирной вакцинации от COVID-19.

Не стоит также надеяться и на то, что вопрос бесконтрольного употребления лекарства от диабета не по назначению решит государство. Здесь также можно вспомнить времена пандемии и то, как повели себя правительства в разных странах, полностью встав на сторону биофармы.

К тому же действия государства могут быть совершенно обратными. Daily Mail пишет, что в Великобритании лейбористы решили бесплатно сделать инъекции от ожирения миллионам безработных, страдающих от избыточного веса, в отчаянной попытке заставить их встать с дивана и вернуться к работе.

Министр здравоохранения Уэс Стритинг планирует предложить безработным британцам бесплатные инъекции противоречивого «чудодейственного» препарата для снижения веса Ozempic, говорится в публикации. Отмечается, что эта новость появилась, несмотря на серьезные предупреждения о том, что в этом году около 3000 британцев заболели после приема препаратов Ozempic и Wegovy.

В заключении напомним о «талидомидовой трагедии», произошедшей в Германии, Австралии, Великобритании и ряде других западных стран в 1956–1962 годах. Препарат талидомид, созданный как противосудорожное средство, показал отличный успокаивающий и седативный эффект и не имел побочных реакций. Талидомид был зарегистрирован как «чудо-средство» от головной боли, бессонницы, кашля, тошноты. Позднее он был рекомендован как лучшее средство от токсикоза на первых сроках беременности. Никаких дополнительных исследований при этом не проводилось.

Позднее выяснилось, что препарат преодолевал плацентарный барьер у беременных женщин и вызвал мутации у эмбриона. В результате в период с 1956 по 1962 год на свет появилось от 8 до 12 тысяч младенцев с мутациями, 40% которых не дожили до 1 года. Тогда эта трагедия заставила пересмотреть и ужесточить требования к лицензированию лекарственных препаратов.

Примечательно, что «талидомидовая трагедия» не коснулась США. В сентябре 1960 года в США Richardson-Merrell Company представила талидомид на рассмотрение Управления контроля качества продуктов и лекарств (FDA). Препарат был одобрен большинством врачей, которые сочли его безопасным и полезным — крысы от препарата не дохли. Только одна доктор Фрэнсис О. Келси оказалась не впечатлена результатами тестов. Она, несмотря на серьезное давление, не одобрила препарат, и он не поступил на рынок США. Позднее за этот поступок президент США Джон Кеннеди наградил ее премией за Выдающуюся гражданскую службу. Возможно ли появление такого же героя, как доктор Келси, в наше время? А ведь производителя талидомида так и не удалось привлечь к ответственности, компания принесла свои извинения пострадавшим только спустя 50 лет.

Мы живем в мире, где во главе угла стоит прибыль, а государство защищает интересы корпораций. Человек, по большому счету, остается один на один со своими проблемами, и стоит надеяться только на то, что люди сами будут поступать благоразумно и, прежде чем принимать какие-либо препараты, внимательно изучат потенциальную пользу и вред, а также все возможные для себя последствия от их применения.