Суд Пакистана усомнился в праве судить гражданских лиц по закону об армии

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Правосудие
Правосудие

Вопрос о соответствии конституции Пакистана закона, по которому гражданские лица могут быть осуждены военным трибуналом, вновь подняла конституционная палата Верховного суда Пакистана, 8 января сообщило агентство Daily Times.

«Закон об армии был разработан для поддержания дисциплины в вооруженных силах. Распространение его на гражданское население требует четкого обоснования», — заявил в ходе заседания судья Верховного суда Джамал Мандохаил.

В свою очередь адвокат Минобороны Пакистана Хаваджа Харис ответил, что гражданские лица попадают под нормы обновленного закона об армии только в том случае, если они совершают преступления, перечисленные в тексте закона.

Напомним, после массовых беспорядков 9 мая 2023 года в Пакистане через парламент под давлением армии и правительства были проведены нормы, по которым ряд гражданских лиц из числа сторонников оппозиционной партии «Движение за справедливость» (ПДС) отдали под суд военного трибунала.

При этом нормы новой поправки допускают чрезвычайно широкое толкование. Например, по ним гражданское лицо потенциально может попасть под суд военного трибунала даже за то, что просто слишком сильно приблизился к военному объекту.

23 октября 2023 года Верховный суд Пакистана коллегией из пяти судей четырьмя голосами против одного отменил эту поправку, оценив ее как прямое нарушение конституции Пакистана.

Однако уже в декабре 2023 года коллегия из шести судей пересмотрела это решение и голосованием пять-к-одному приостановила его действие. Следует отметить, что 23 октября Верховным судом руководил прежний глава Умар Ата Бандиал, который отменил поправку за несколько дней до своего ухода с поста главного судьи. Пересмотр же осуществлялся уже под руководством нового главы, Кази Фаеза Исы.

В декабре 2024 года судья Мандохаил заявил, что по конституции закон об армии распространяется только на тех, кто давал военную присягу, то есть военнослужащих, тогда как гражданских лиц, не связанных присягой, по конституции нельзя лишить их базовых прав и свобод.