На встрече Лукашенко и Путина будет решаться вопрос цены на энергоносители
Вопрос цены на энергоносители является основным на встрече президентов России и Белоруссии, которая пройдет 25 декабря.
Со стороны Москвы не заявлена какая-либо конкретная экономическая повестка переговоров. «…будут обсуждены ключевые вопросы двусторонних отношений и перспективы дальнейшего продвижения интеграционных процессов на евразийском пространстве», — сказано в сообщении пресс-службы президента России.
Однако со стороны Минска ставится совершенно конкретный больной для республики вопрос. Это ценообразование нефти и газа, поставляемых в Белоруссию.
На последнем совещании по вопросам сотрудничества с Россией, прошедшем 24 декабря, Лукашенко назвал будущие переговоры «непростыми». И если по газу страны «на три года подряд, включая 2019-й, договорились о ценообразовании», то с нефтью вопрос остается нерешенным. По крайней мере, так продолжают считать в Минске.
«Что касается цен на нефть, ситуация изменилась три года назад. В течение этих трех лет из-за налогового маневра (в нефтяной сфере России — прим. ИА Красная Весна) мы потеряли почти $4,5 млрд. Мы понимаем, что в ближайшие годы, примерно до 2024 года, понесем потерь еще на $10,5 млрд», — высказал Лукашенко свои претензии.
Он добавил, что российские власти обещали компенсировать финансовые потери Белоруссии от налогового маневра, однако реализации этих обещаний не происходит.
Позиция России в этих вопросах пока официально не заявлена. Но на прошлой встрече лидеров 6 декабря в Санкт-Петербурге Путин в ответ на претензии Лукашенко напомнил, что стоимость газа для Белоруссии почти вдвое ниже, чем для стран ЕС, например, для Германии.
Напомним, что 24 декабря на том же совещании «по актуальным вопросам сотрудничества с Россией», на котором обсуждался вопрос цены энергоносителей, Александр Лукашенко, наряду с традиционным словами о необходимости всяческого плотного взаимодействия, высказал следующую мысль:
«Я уже не говорю „братским государством“, потому что, как меня информируют, в России это не воспринимается. Якобы пришли новые люди, которым это понятие неприемлемо. Что же, будем партнерами», — заявил белорусский лидер.