1. Социальная война
  2. Потребительское общество
Вашингтон, / ИА Красная Весна

Психологи исследовали процесс принятия решений в современных условиях

Изображение: Цитата из х∕ф «Иван Васильевич меняет профессию». Реж. Леонид Гайдай. 1973. СССР
«Меня терзают смутные сомнения»
«Меня терзают смутные сомнения»

Механизм принятия решений человеком в сложных многовариантных ситуациях стал предметом исследования психологов из университета Базеля. сообщает 3 февраля сайт sciencedaily.com.

Как выяснили щвейцарские исследователи, выбирая между несколькими альтернативами, люди обычно фокусируют свое внимание на двух наиболее перспективных вариантах. Психологи утверждают, чем быстрее мы это сделаем, тем быстрее примем решение. О своих выводах они сообщили в журнале Nature Human Behavior.

Как мы можем принимать быстрые, но эффективные решения в мире, где всё больше вариантов выбора? Именно этот вопрос задала себе команда из Центра нейробиологии принятия решений Базельского университета. Одним из ключевых элементов для исследователей при решении этой проблемы было выявление внимания их участников, которое измерялось путем записи движений глаз с помощью глазного трекера.

В двух экспериментах 139 участников попросили выбрать один из трех различных продуктов питания, которые менялись в течение нескольких раундов. Основываясь на них, психологи определили, что люди не распределяют свое внимание поровну, а сосредоточиваются на двух вариантах, которые считают наиболее перспективными. Это привело к более быстрым решениям: чем легче было отсечь худший вариант, тем быстрее участник мог выбрать между двумя оставшимися вариантами.

В более ранних исследованиях по этой теме участникам обычно предоставлялось только два варианта на выбор, однако в последние годы исследования всё чаще обращаются к решениям с тремя или более альтернативами. Это происходит потому, что люди могут вести себя многими противоречивыми и непоследовательными способами, когда доступны несколько связанных вариантов.

Например, кто-то, кто изначально выбирает курицу вместо пасты, может изменить свои предпочтения, когда добавляется другой вегетарианский вариант, такой как салат, и может внезапно найти пасту более привлекательной.

Такие несоответствия при принятии решений имеют важное значение для теории принятия решений в экономике, психологии и нейробиологии. На основе своих новых результатов исследователи из Базеля предложили математическую модель, описывающую динамические взаимодействия формирования предпочтений и движений глаз при принятии решений между несколькими альтернативами.

«Одна из целей нашего исследования, — заявил руководитель исследования профессор Себастьян Глут, — состоит в том, чтобы понять, как люди действуют в мире с еще большим количеством вариантов, как вы это делаете с интернет-магазинами или крупными торговыми центрами».

«Результаты исследования должны помочь нам продвинуться в понимании процесса принятия решений в современных реальных условиях: Ведь сегодня нам не приходится выбирать между яблоком и апельсином, но между десятками или сотнями различных яблок и апельсинов», — уточнил ученый проблематику исследования.