В России предложили создать сорта растений, оптимальные для улавливания CO₂
Проект строительства «Селекционного фитотрона» начал реализовывать Северо-Западный Региональный Фонд президентских программ. Об этом 9 ноября сообщила пресс-служба фонда.
«Информируем научное сообщество генетиков и селекционеров растений и руководителей генетико-селекционных исследований в России о том, что проект „Селекционный фитотрон РФ“ после его презентации 19 октября 2021 г. на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию при участи председателя комитета Майорова А.П. начал реализовывать Северо-Западный Региональный Фонд президентских программ», — сообщили в фонде.
В фонде отметили, что в ходе Стратегической сессии форума АГРО-NEXT, организованного Роснано, проект «Селекционный фитотрон РФ» был включен в тройку наиболее важных проектов для радикального ускорения селекции растений и превращения РФ из страны-импортера зарубежных сортов в страну-экспортера с экономическим эффектом, сопоставимым с эффектом от экспорта некоторых энергоносителей.
Авторы проекта также рассказали, что практическая реализация проекта возможна на двух уровнях. В виде минимального фитотронного модуля, который должен представлять из себя 10 климатических камер, обслуживаемых 15–20 сотрудниками. Такой вариант воплощения оценивается в 300–400 млн рублей. Такой модуль может вести селекцию 4–5 стратегических культур в масштабе, например, Ленинградской области.
Второй вариант исполнения — селекционный фитотрон федерального уровня, способный вести конструирование прорывных по урожаям сортов для всего перечня стратегических культур РФ и для всех 12 растениеводческих зон РФ.
«Это уже должно быть мегасайенс-сооружение с сотней климатических камер, со штатом в 350–400 человек, стоимостью около 5 млрд рублей, что сопоставимо по стоимости с одним самолетом-истребителем Су-57», — отметили в фонде.
При реализации второго варианта исполнения селекционного фитотрона возникнет возможность создавать сорта для любой географической точки планеты, превышающие местные сорта на 60–80% по урожаю зерна, говорят авторы проекта.
«Это позволит превратить Россию из страны-импортера чужих сортов в страну-экспортера уникальных по урожаям сортов. А экспорт фитотронных сортов из РФ будет давать стране экономический эффект, сопоставимый с эффектом от экспорта некоторых энергоносителей», — говорят в фонде.
В фонде отметили важность данного проекта, поскольку, как отмечается в отчете экспертов ФАО за 2014 г, на растениеводство мира обрушился «глобальный кризис в растениеводстве XXI века. Он требует новой стратегии — создания устойчивых к факторам среды новых сортов, гибридов и видов с/х растений».
«Сегодня в мире существуют 38 экономически важных направлений селекции растений, 28 из них невозможно вести в полевых условиях — для этого нужен специальный СФ, в котором поворотами рукояток в ростовых климатических камерах можно создавать типичную динамику лимитирующих факторов роста и развития растений для любой зоны селекции (или выращивания коммерческого сорта) на Земле», — говорят авторы проекта.
В Фонде отметили, что в 2020 году был районирован прорывной сорт яровой пшеницы Гренада (авторы — В. В. Новохатин, В. А. Драгавцев, В.Т. Шеломенцева), созданный по инновационным технологиям селекции научной школы академика Виктора Драгавцева. Он превысил по урожаю все стандартные сорта на 10–12 ц/га в 9-м (Уральском) и 10-м (Западно-Сибирском) растениеводческих регионах. В 2019 г. сорт Гренада дал на полях двух фермеров Башкирии урожай зерна — 72 ц/га.
«Площадь под яровой пшеницей в 9-м и 10-м регионах около 15 млн га. Уже получена 1000 тонн семян Гренады. Сорт дает высокие доходы фермерам и хозяйствам. Через 2 года (когда будут наработаны семена Гренады на всю площадь посева) ожидаемый ежегодный экономический эффект от прибавок урожая Гренады составит около 60 млрд рублей», — рассказали в фонде.
«Это эффект с 15 млн га, а в РФ под зерновыми — 70 млн га, а в мире — 650 млн га. Еще два сорта от тех же авторов завершают госиспытания — Икар 2 и Атланта 2. Они также превышают урожаи стандартов на 10–15 ц/га. В декабре 2020 г. был районирован сорт голозерной полбы — Греммэ 2У — по всем 12-ти растениеводческим регионам РФ, созданный по тем же инновационным технологиям. Максимальные урожаи полбы в Татарстане — 20 ц/га. Греммэ 2У дает 40 ц/га», — добавили они.
В фонде рассказали, что Россия в 2021 г. собрала 90 млн тонн зерна. Запуск в начале 2022 г. Селекционного фитотрона позволит к 2026–2027 гг. начать конвейерно давать прорывные по величине урожаев фитотронные сорта. К 2030 г. можно этими сортами засеять 70 млн га российских полей под зерновыми культурами.
«При повышении валовых сборов зерна за счет селекции на 70% […] Россия будет собирать в год не 90 млн тонн, а 153 млн тонн (при тех же метеоусловиях и той же агротехнике). Ежегодная прибавка — 63 млн тонн зерна, выраженная в рублях (1 т — 15 тыс. рублей) составит — 945 млрд рублей (а затраты на СФ — 5 млрд рублей)», — сообщили специалисты фонда.
Авторы добавили, что, кроме уникальных селекционных результатов, при реализации данного проекта можно будет с высокой точностью оценивать поглощение СО₂ фрагментами разных фитоэкосистем (лесов, болот, полей, плантаций, лугов, диких фитоценозов), создавая в камерах СФ типичные динамики лимитирующих факторов среды, например, для болот Васюганья и Астрахани и др. и оценивая сток СО₂ в течение всего периода вегетации. Кроме того, в СФ можно быстро и дешево вести аналитическую селекцию диких древесно-кустарниковых пород на максимальное поглощение СО₂ и затем создавать специальные карбоновые плантации древесных клонов с максимальным поглощением СО₂.
«Стоимость Башкирского карбонового полигона — 702 млн рублей. А всего в РФ планируется создать 14 карбоновых полигонов. Их стоимость — более десятка млрд рублей. Но 14 полигонов — это мало для общей площади РФ», — отмечают в фонде.
«Для точной оценки стока СО₂ над каждым полигоном по вегетационным периодам потребуется 4–6 лет, а дальше что делать с полигонами? Бросить здания и сооружения стоимостью 10 млрд рублей на произвол судьбы? Вряд ли это целесообразно, — считают авторы. — Гораздо эффективнее построить один СФ в РФ и в нем проводить оценки стока СО₂ на любом количестве географических точек на территории РФ».