1. Война идей
  2. 200 лет со дня рождения Карла Маркса
Москва, / ИА Красная Весна

Эксперт: мысли Маркса казались ошибкой, так как опережали свое время

Изображение: Евгений Давыдов © ИА Красная Весна
Карл Маркс
Карл Маркс
Карл Маркс

Логика Маркса была настолько глубока и сильна, что он приближал сроки осуществления будущего гуманистического общества, заявил доктор философских наук, помощник президента Горбачев-фонда Борис Славин 14 мая в эфире передачи «Вечер с Владимиром Соловьевым».

Эксперт отметил, что Карл Маркс считал ту историю, в рамках которой жил он — и до сих пор живем мы — стихийной историей, и видел ее всего лишь предварительным этапом перед настоящей, подлинной историей человечества.

«[Маркс] разделил всю человеческую историю на две части. Стихийную историю, в которой мы еще продолжаем жить, и которая грозит сегодня уничтожением человечеству, если все пойдет так, как сегодня идет. Он считал, что стихийной истории придет конец, и вместо нее получится новая, подлинная история, где будет главной ценностью человек и его всестороннее развитие, — сказал Славин. — Но об этом почему-то забывают».

Эксперт также отметил и то, что в отличие от современного обсуждения понятия «человек» и «человеческое общество», Маркс вкладывал в это понятие очень большое значение. «Сегодня много говорят о человеке, практически все партии говорят о человеке, но часто подразумевают под человеком всего лишь частного собственника или какое-либо другое качество. Он (Маркс — прим. ИА Красная Весна) говорил о том, что главное богатство человеческого общества — и это, мне кажется, его ключевая точка зрения — сводится не к деньгам, и даже не к материалам, а к человеческим качествам. А к каким человеческим качествам? К интеллекту, к его способностям, его таланту — вот такое общество так или иначе, как он говорил, наступит», — отмечает Славин.

При этом, по мнению Славина, эту его позицию нельзя считать чем-то ошибочным, потому что многие современные эксперты, в том числе те, которых можно было бы отнести к числу классовых противников Маркса, подтверждают его умозаключения: «Я хочу сослаться на основателя давосского форума Клауса Шваба, который два года тому назад сказал, что „современный капитализм не вмещается в нормальное понимание человеческой истории, он должен быть заменен“. Недавно вышел последний текст „Римского клуба“, где товарищи, говоря современным языком, предложили новое видение человеческой истории, где сказали, что это будет постэкономическое и посткапиталистическое общество. Можно приводить еще очень много различных суждений на этот счет, но самое главное — все это базировалось на Марксе. Маркс это не только объяснил, он это доказал».

По мнению профессора Славина, уникальность личности Маркса, заключается в том, что тот родился на стыке двух великих европейских культур — немецкой и французской — и совместил в себе немецкую философию и французскую революционность.

«Наконец, Маркс впервые дал понимание религии, которое у нас сейчас по-разному третируется или восхваляется, особенно представителями консервативной идеологии. Он показал, что религия на определенном этапе исторического развития необходима, ибо она выполняет функцию „вздоха угнетенной твари“, „сердца бессердечного мира“, но к сожалению этот бессердечный мир должен быть заменен, миром сердечным, но не по сию сторону бытия, а по ту сторону», — отметил эксперт.

В ответ на реплику ведущего, о том, что Маркс совмещал в себе еще и третью культурную черту, профессор попросил обратить внимание на одну из первых работ Маркса, которая называлась «К еврейскому вопросу» и являлась полемикой с Бруно Бауэром. В ней он заявлял, что «эволюция капиталистического общества приводит к тому, что торгашество становится уделом всех национальностей, включая русскую, английскую, французскую и так далее. Подлинно развитым человек может быть только тогда, когда он преодолеет это торгашество и создаст то общество, где люди будут не противостоять друг другу, не бороться друг с другом, а дополнять друг друга».

Профессор высказал сожаление тем, что наследие Маркса не находится полностью в поле зрения общества и исследователей — взгляды сосредоточены лишь на «Капитале», хотя этот труд сам по себе является неким собранием рукописей: «Вышло 3 тома „Капитала“ Маркса, сделал это Энгельс. Но большой объем рукописей, который Маркс готовил для остальных томов, он не включил в этот „Капитал“. Что же это были за рукописи?.. Он писал об автоматической системе машин в 50-е годы XIX столетия!.. Он писал о том, что автоматизация производства со временем вытеснит физический труд, что тогда на долю человечества, которое будет вытеснено из непосредственного процесса производства, останется только единственная возможность творчества. И это творчество будет как раз то, что составляет сущность человеческой личности».

В конце своего выступления Борис Славнин сказал: «Маркс, конечно, ошибался, но его ошибки, они любопытны очень. Когда-то я был на Байкале, ехал на лодке и пытался взять со дна гальку очень красивую. Мне мой сопровождающий сказал: „что ты делаешь“? Я говорю: „да вот красивая галька, хочу взять“. Он говорит: „здесь 14 метров глубины, как ты можешь это сделать?“ Слой воды выступил как лупа, он приближал дно. То же самое и логика Маркса — она настолько глубока и сильна, что он приближал сроки осуществления этого будущего реального гуманистического общества, и в этом была его ошибка. Но это была ошибка гения!»

Напоминаем, что 5 мая 2018 года исполнилось 200 лет со дня рождения немецкого философа, социолога, экономиста и общественного деятеля Карла Маркса, который является одним из самых известных представителей мирового коммунистического движения.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER