1. Экономическая война
  2. Сельское хозяйство в России
Москва, / ИА Красная Весна

Коноплеводы обсудили производство продуктов из конопли и их полезность

Продукты из конопли
Продукты из конопли

Перспективы использования конопли в производстве продуктов питания обсудили участники форума «Выращивание и переработка технической конопли от Альфы до Омеги», организованного Агропромышленной ассоциацией коноплеводов (АПАК), 27 октября сообщила пресс-служба ассоциации.

Важность технической конопли для рациона человека подчеркнула Анна Бурлакова, технолог-разработчик компании «Коноплекс Продукты Питания». Она также сообщила о применении растения в производстве продовольственных товаров и существующих особенностях нормативно-правовой базы. Конопля посевная, отметила Бурлакова, уникальное растение по содержанию жирных кислот Омега-3, Омега-6, Омега-9, витаминов, минералов, многие из которых не синтезируются организмом человека и поступают только с пищей.

Отдельно Бурлакова остановилась на сегменте имитации молочных и пребиотических продуктов, который растет в последние годы быстрыми темпами — в Северной Америке на 15% в год, в Европе — на 8%.

По мнению Бурлаковой, потенциал технической конопли на этом рынке огромен. Семена конопли — важный источник растительного белка, при ее выращивании не используется излишнее количество удобрений, она экологична при возделывании и переработке. При этом, например, соевое молоко теряет свои позиции из-за особенностей производства, аллергенности и качества продукции.

Специалист компании отметила, что нормативная база, которая регулирует производство продуктов питания из конопли в нашей стране, остановила свое развитие в связи с общим упадком коноплеводства во второй половине XX века.

«ГОСТ на семена и ГОСТ на масло конопли датируются 1976 и 1973 годами соответственно, — уточнила эксперт. — Ушли далеко вперед знания, методики и возможности, а мы ориентируемся на документы 70-х годов».

Она отметила, что технологические возможности позволяют производить продукцию гораздо более высокого качества. Технические регламенты, определяющие показатели безопасности и качества продуктов, состав растительных масел, если и описывают продукты из конопли, то очень поверхностно, что затрудняет дальнейшую модернизацию рынка.

Производители продуктов из конопли сталкиваются с большим количеством сложностей, о которых рассказал Михаил Свиридов, руководитель направления маркетинга ГК «Коноплекс».

Общемировая тенденция — снижение качества еды при росте ее доступности. В противовес появился тренд на здоровый образ жизни и внимательное отношение к своему здоровью и качеству пищи. Продукты питания из конопли находятся на стыке нескольких сегментов рынка, отмечает Свиридов.

Их выбирают те, кто придерживается здорового образа жизни, те, кто соблюдает лечебную или спортивную диету, гурманы, а также те, кто любит экспериментировать. Для последних продукты из конопли — это не только суперфуд, но и smartfood, часть стратегии биохакинга. Пищевой рынок перенасыщен однотипной продукцией и конопляные товары — изюминка ассортимента, отмечает эксперт.

На форуме было отмечено и то, что непростая макроэкономическая ситуация в 2020–2021 годах, сказывается и на производителях товаров из конопли. Цены производителей по объективным причинам растут быстрее доходов населения. Растут расходы, стоимость удобрений, топлива, а отпускные цены не могут увеличиваться соответствующими темпами, так как продукты питания значимый для населения сегмент. Разницу между динамикой себестоимости и ценой на полке вынужден платить производитель за счет собственных ресурсов.

Перспективы конопляных товаров на глобальном рынке осветил генеральный директор iHerb в России Илья Микин. Он рассказал о деятельности компании в России и отметил, что отечественный рынок по объему сравним с ведущими развитыми странами, такими как Япония, Южная Корея, страны Ближнего Востока.

Натуральная продукция без сахара, заменителей и консервантов — быстрорастущее направление, где ключом к успеху является качество продукта и упаковки. В следующие два года на российском рынке компания планирует выделить $200 млн на развитие складских мощностей, создание российского маркетплейса на базе глобального iHerb, и контрактное производство собственных торговых марок.

Микин поделился успешным опытом вывода российских торговых марок на глобальный рынок и отметил хорошие перспективы отечественных конопляных товаров, так как они полностью соответствуют критериям здорового питания, а полезные свойства конопли признаны на мировом уровне.

Вопрос о географическом зонировании посевов поднял в ходе форума Александр Лисицын, кандидат технических наук, директор ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт жиров» Россельхозакадемии. Он также отметил высокое содержание в конопле Омега-3.

В XX веке профессором С. Л. Ивановым была выдвинута климатическо-географическая теория, распространяющаяся на все маслосодержащие семена. Согласно теории, чем севернее возделывается одно и тоже растение, тем выше в нем доля ненасыщенных жирных кислот. Всероссийский институт масличных культур проводил такие замеры, высаживая семена в Краснодарском крае и Челябинской области, подтвердившие данные выводы.

Лисицын отметил, что важность включения продуктов из технической конопли в рацион человека обусловливается дефицитом в современном питании кислоты Омега-3, без которой организм не может поддерживать иммунитет.

Сейчас техническая конопля культивируется во многих традиционных среднерусских областях и некоторых южных районах. При расширении ареала возделывания разнообразие географических условий дает технической конопле как культуре большие перспективы по кислотно-жировому составу.

Ученый также рассказал и о новых сферах применения масла конопли в технических сферах, например, для производства чернил для 3D-принтеров.