В США плановая экономика?

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Расчеты Улугбека по астрономии
Расчеты Улугбека по астрономии
Расчеты Улугбека по астрономии

Планирование играет решающую роль в экономике США, 4 июня пишет доцент практики и директор по операциям передовых цепочек поставок в бизнес-колледже при Университете Теннесси Дэниел Пеллати для гонконгского издания Asia Times.

Во время Холодной войны возникли жаркие дебаты по поводу роли экономического планирования, напоминает ученый. Он задается вопросом, какой степени «плановая» экономика СССР или «свободная рыночная» экономика США распределяли ресурсы более продуктивно.

Аргументы против плановой экономики были сосредоточены на ограниченности обработки информации, осуществимости прогнозов производства и негибкости централизованных планов. Распад Советского Союза, казалось, отправил концепцию экономического планирования на свалку истории. Однако вопросы, поднятые в ходе этих дебатов, актуальны и сегодня.

Новое исследование показывает, что 1% крупнейших американских компаний контролируют 90% производственных активов США и на них приходится 80% доходов от продаж. Это означает, что за большую часть экономической деятельности в США отвечает относительно небольшое количество компаний. Для этих компаний планирование — особенно координация деятельности в глобальных цепочках поставок — представляет собой важное стратегическое направление.

Американцы редко задумываются о важности планирования, но оно играет решающую роль не только в доступности потребительских товаров, но и в экономике в целом, отмечает специалист.

Наконец, глобальный масштаб сегодняшних цепочек поставок создает ежедневные проблемы для планирования. Даже если предположить, что у компании есть системы и люди для оптимизации запасов в соответствии с будущим спросом, ей все равно необходимо перемещать эти запасы по всему миру. Таким образом, в дополнение к решению сложной проблемы согласования спроса и предложения, планировщики должны реализовать это решение с помощью самолетов, поездов, грузовиков и кораблей.

Даже беглый взгляд на заголовки даст представление о том, насколько это может быть сложно. Риски включают глобальные конфликты и разрушение инфраструктуры. Для отдельных компаний неудачи в планировании могут легко привести к провалу бизнеса. А на уровне экономики дисфункции планирования приводят как к избытку, так и к дефициту, отмечает эксперт.