С приходом нового штамма перед правительством Беннета встали новые старые проблемы 

Между Сциллой и Харибдой. Как Израиль решит проблему «Омикрона»?

Иоганн Генрих Фюссли. Одиссей перед Сциллой и Харибдой (фрагмент). 1794–1796
Иоганн Генрих Фюссли. Одиссей перед Сциллой и Харибдой (фрагмент). 1794–1796
Иоганн Генрих Фюссли. Одиссей перед Сциллой и Харибдой (фрагмент). 1794–1796

В июле 2021 года, когда штамм «Дельта» начал быстро распространяться в Израиле, недавно созданная оппозиция в виде возглавляемой Биньямином Нетаньяху партии «Ликуд» безжалостно насмехалась над усилиями нового правительства по борьбе с новым вызовом, страдая от потери власти и упрекая новое правительство в некомпетентности. Об этом пишет обозреватель Иеремия Шарон в своей статье в газете The Jerusalem Post.

Лидер оппозиции обвинял тогда уже действующего премьер-министра Нафтали Беннета в том, что тому «удалось уничтожить так много за такое короткое время». Нетаньяху имел в виду хаос, вызванный поначалу штаммом «Дельта», что произошло вскоре после того, как Беннет возглавил правительство Израиля.

Лидер религиозной партии «Яхадут ха-Тора» Моше Гафни, в свою очередь, с заметным тщеславием утверждал, что распространение нового варианта коронавируса стало следствием недостатка «божественного благоволения» по отношению к новой правительственной коалиции, причиной которого стала свойственная новой власти государственная политика и религиозная позиция.

Правительство Беннета в конечном итоге справилось с этой волной новой разновидности вируса, но на ее пике у нового премьер-министра возникли значительные политические проблемы — ведь сравнение с успехами Нетаньяху в борьбе с пандемией играло отнюдь не в пользу Беннета.

Теперь, когда начал свое распространение новый, устойчивый к вакцинам, опасный штамм коронавируса, премьер-министр Израиля Нафтали Беннет снова оказался лицом к лицу с серьезной проблемой.

Конечно, еще в июле, когда Нетаньяху и Гафни костерили его на фоне бушующей вспышки «Дельты», они полностью осознавали, что эта разновидность вируса на тот момент «гуляла» в Израиле на протяжении уже нескольких месяцев, попав в страну еще в апреле, когда Нетаньяху все еще был премьер-министром, а Гафни — ключевым членом его правительства.

Но оба умело использовали эту тактику, зная, что неспособность правительства адекватно управлять пандемией и ее постоянно видоизменяющимися формами — мощное политическое оружие, которое вполне можно использовать для удара по действующей власти.

Беннет и сам часто использовал это оружие, находясь в оппозиции к правительству Нетаньяху-Ганца. Тогда он лидировал в опросах за счет критики действующей власти и даже опубликовал книгу о том, как правильно управлять пандемией.

После, казалось бы, сокрушительного провала Беннет и его правительство в конце концов сумели встать на ноги. Первым делом была одобрена вакцинация для граждан из наиболее уязвимых категорий общества, а затем и для большей части всего населения. Это, как принято считать, и стало залогом успешного выхода из четвертой волны. Удалось избежать серьезного кризиса в области здравоохранения, и при этом не потребовалось вводить новые ограничения.

Но теперь перед премьер-министром и его правительством вновь стоит такая же дилемма.

В случае, если придется закрыть границы, аэропорт, заблокировать страну и принять другие аналогичные меры, чтобы попытаться сдержать распространение «Омикрона», сколько времени потребуется для того, чтобы найти способ справиться с этим новым штаммом?

Такая стратегия, вероятно, позволит выиграть время и поможет подавить распространение новой разновидности вируса, что позволит избежать перегрузки больниц страны, а также обеспечит возможность службам здравоохранения справиться со вспышкой и тем самым избежать увеличения смертности.

В то же время такие меры способны нанести существенный удар по экономике, опустошить бизнес и снова резко увеличить дефицит бюджета — уволенным из-за кризиса работникам придется платить компенсации.

Беннет, таким образом, мог бы получить одобрение и определенные политические очки, сделав главным приоритетом своей политики заботу об охране здоровья населения, но одновременно не сумел бы избежать осуждения за подрыв бюджета и потерю доходов у большинства жителей страны.

С другой стороны, если правительство выберет альтернативный путь и сохранит в значительной степени открытость страны, несмотря на риск ухудшения эпидемической обстановки, то экономика пострадает меньше, но в таком случае возрастет риск резкого роста уровня смертности от последствий не сдерживаемой более границами инфекции.

Ранее, в октябре 2021 года, Нетаньяху прямо обвинял Беннета в ответственности за гибель 1392 жертв коронавируса, умерших с момента вступления Беннета в должность. Если распространение новой разновидности коронавируса приведет к переполненности больниц по всей стране тяжелобольными пациентами, бывший премьер-министр вновь вернется к обвинениям в адрес политики Беннета и нового правительства.

Конечно, у Беннета всегда остается вариант выбора умеренной стратегии, которая не склоняется ни к одной из крайностей. Но умеренность открывает возможность для политической критики правительства в его нерешительности и слабости, и в то же время подвергает страну рискам в области здравоохранения и экономики.

Если новый вариант COVID-19 окажется столь же опасным, как предупреждают ученые и эксперты в области здравоохранения, тогда Нафтали Беннет и его правительство могут столкнуться не только с опасным кризисом в области здравоохранения, но и с серьезной политической бурей, которая может серьезно подорвать общественный авторитет коалиции и политическую стабильность в стране.

При этом надо отметить, что так называемый кабинет коронавируса, обеспечивающий стратегическое планирование в области сдерживания распространения вируса, вновь принял решение о включении в процесс принятия мер предупреждения ухудшения ситуации армейскую службу тыла (израильский аналог нашего МЧС) и Центр «Алон» — штаб по борьбе с эпидемией, специалисты которого проводят эпидемические расследования и отслеживают цепочки заражений по всей стране.

На сегодняшний день служба устанавливает местонахождение восьмисот человек, которые побывали в африканских странах и могут быть потенциально опасны для окружающих, будучи, возможно, носителями инфекции.

Установление цепочки заражений позволяет адресно выявлять заболевших, проводить вакцинацию согласно показаниям и путем помещения в карантин предупреждать дальнейшие пути распространения вируса. Весьма вероятно, что именно эта тактика борьбы с распространением инфекции станет ключевым элементом третьего пути и поможет нынешнему правительству преодолеть проблему на данном этапе.

При этом совершенно очевидно, что коронавирусная угроза в обозримом будущем не будет преодолена. И каким бы ни было правительство, критика в его адрес в контексте коронавируса продолжит звучать, покуда будут выявляться новые случаи заболевания.