Вирус смешал планы музея бомбардировки Нагасаки в юбилейный год

Фото разрушенного храма в Нагасаки, сделанная через 6 недель после бомбардировки. Нагасаки, Япония, 24 сентября 1945 года
Фото разрушенного храма в Нагасаки, сделанная через 6 недель после бомбардировки. Нагасаки, Япония, 24 сентября 1945 года

Нарушение больших планов просветительской антивоенной работы музея атомной бомбы в Нагасаки из-за коронавируса констатировала 22 июля директор музея Кейко Синодзаки, сообщает Майнити симбун.

Кейко Синодзаки стала первой женщиной-директором музея атомной бомбы в апреле этого года и сразу же после вступления в должность увидела, что объект закрыт для публики, поскольку пандемия коронавируса охватила и Японию. Неожиданное закрытие означало, что планы музея на 2020 год, 75-ю годовщину бомбардировки, которая опустошила Хиросиму и Нагасаки, были нарушены.

Хотя примерно через два месяца — в июне — музей открыл свои двери, Синодзаки считает маловероятным, что ситуация вернется к тому состоянию, какой она была до пандемии.

«Поскольку в этом году исполняется 75 лет бомбардировки, мы хотели привлечь больше посетителей по сравнению с другими годами», — говорит 52-летняя Синодзаки в своем интервью.

С учетом того, что этим летом в столице Японии запланированы Олимпийские и Паралимпийские игры, а в следующем апреле должна начаться конференция Организации Объединенных Наций по ядерному разоружению, она считает, что надо использовать возможность просветить мировую аудиторию о военной истории Нагасаки и о ядерных проблемах в целом.

Этим летом власти города Нагасаки запланировали совместную с Хиросимой выставку в Токио, приуроченную к планируемому ранее окончанию Олимпиады. Учитывая, что Олимпиада должна была закончиться 9 августа, в годовщину бомбардировки, в Нагасаки надеялись, что послание мира будет включено в церемонию закрытия, отметила директор.

Но вспышка вирусной инфекции изменила почти все аспекты жизни в Японии и за ее рубежами. Летние Игры были перенесены на март, а конференция по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия в Нью-Йорке также была перенесена на год.

9 августа в Нагасаки все же состоится ежегодная мемориальная церемония, но мэр Томихиса Тауэ сказал, что к участию в ней будут допущены только около 500 человек, что составляет примерно десятую часть присутствующих в любой нормальный год. Город также отказался от планов приглашать старшеклассников из своих городов-побратимов из-за границы.

С момента открытия в апреле 1996 года рядом с гипоцентром бомбы городской музей был одним из самых известных объектов в Японии, пропагандирующих идею мира во всем мире. В музее представлены фотографии и объекты, демонстрирующие разрушения, вызванные плутониевой бомбой, известной как «Толстяк» (Fat Man), а также информация о текущей ситуации в ядерных государствах мира и их ядерном статусе.

До вспышки коронавируса и объявления чрезвычайного положения в Японии в период с апреля по май музей ежедневно был переполнен иностранными посетителями, местными жителями и учащимися со всей Японии, приезжавшими на школьные экскурсии. В июне прошлого года он привлекал более тысячи человек в день, а в некоторые дни число посетителей превышало две тысячи.

Директор Синодзаки, вспоминает, что после открытия музея 1 июня его коридоры были почти пусты. Только около 30 человек появлялись в музее в будние дни вскоре после того, как он вновь заработал.

Синодзаки отметила, что сильнее всего пострадали школьные экскурсии, которые часто включают посещение музея и встречи с выжившими после атомной бомбардировки. Она сказала, что Нагасакский Фонд содействия миру, который организует встречи с выжившими, к середине июня получил от школ 103 отмены и 188 просьб об отсрочке.

«Я знаю, что многие выжившие также очень расстроены, потому что они сталкиваются с ощущением потери времени, опасением, что они могут не успеть поделиться своими историями из-за их возраста и здоровья».

Синодзаки, у которой нет ни одного члена семьи, пострадавшего от взрыва, работает в городском правительстве с 1988 года, но только два года назад она взяла на себя роль, связанную с памятью о ядерном ударе. Руководя подразделением, ответственным за поддержку выживших, она воочию убедилась, что с течением времени они быстро вымирают. Она считает, что у «выживших осталось не так уж много времени, чтобы поделиться своим опытом с людьми, которые не прошли через их боль».

Хотя коронавирус ставит под сомнение усилия музея, Синодзаки считает, что и из этого можно извелечь уроки. Закрытие заставило ее подумать о способах более эффективного общения, особенно с молодыми поколениями. «Я бы не хотела, чтобы 75-я годовщина прошла, а мы оставались парализованными из-за вируса, не будучи в состоянии сделать что-либо. Я постоянно думаю о том, что мы можем сделать сейчас», — говорит директор.

Музей собрал воедино фрагменты онлайн-ссылок, включая виртуальную экскурсию по музею, созданную местной группой мира. В июне в городе была проведена видеоконференция, в ходе которой студентам предлагалось провести мозговой штурм, чтобы определить наилучшие способы передачи истории.

«В некотором смысле пандемия коронавируса заставила нас осознать важность нашей жизни и заметить, что наши действия могут изменить ситуацию, — сказала она. — То же самое и с угрозой ядерного оружия. Мы должны продолжать делиться посланием о том, что даже наши крошечные усилия могут привести к миру» — подытожила Синодзаки.

Напомним, в результате американской атаки на Нагасаки к концу 1945 года погибло около 74 000 человек.