Положено начало нормативной базе общего электроэнергетического рынка ЕАЭС

Правила доступа к услугам по межгосударственной передаче электроэнергии в рамках общего электроэнергетического рынка ЕАЭС согласованы Евразийским межправительственным советом, состоявшимся 2–3 февраля в Алма-Ате. Информация об этом размещена 3 февраля на сайте Евразийского Экономического союза.
Документ предусматривает равноправный доступ к торговле на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС и право использования транзитных линий электропередачи, при этом обеспечивается надежная работа национальных электрических систем.
Арзыбек Кожошев, министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской Энергетической Комиссии, считает, что «идея создания общего электроэнергетического рынка одна из базовых для ЕАЭС».
Вся нормативно-правовая база по созданию общего электроэнергетического рынка ЕАЭС должна быть подготовлена и вступит в силу 1 января 2025 года.
Напомним, что Протокол о создании общего электроэнергетического рынка подписан президентами пяти государств — членов ЕАЭС в мае 2019 года.
История вопроса
Впервые об интеграционных процессах на постсоветском пространстве заговорил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года в своей речи в МГУ. Речь шла о создании единого экономического пространства и совместной оборонной политики.
Спустя 20 лет, 29 мая 2014 года, в Астане был подписан договор о создании Евразийского экономического союза, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. В 2017 году наблюдателем в союзе стала Молдавия. В настоящее время в Узбекистане также обсуждается вопрос о получении статуса страны-наблюдателя.
Зачастую, главы стран ЕАЭС подчеркивают приоритет национальных интересов в вопросе принятия тех или иных решений в союзе. Вместе с тем создание союзного объединения требует передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональному органу.
Этот процесс проходит медленно и болезненно для постсоветских республик. Так, вопрос о создании единой валюты и единого финансового регулятора вызвал оживленные споры даже в Казахстане, который является инициатором создания ЕАЭС.
Вместе с тем, пример ЕС говорит о том, что национальные интересы государств могут сохраняться и при частичном отказе от некоторых функций национальных правительств. Кроме того, за евразийским интеграционным проектом есть одно существенное преимущество перед ЕС — это наличие общего языка межнационального общения, общая история в рамках СССР на протяжении 73 лет и неконфликтное дружественное взаимодействие на протяжении столетий.