Все дело в Китае? В Пакистане задумались о причинах давления Запада
В настоящее время экономика и финансовый сектор Пакистана находятся в катастрофическом положении. Инфляция в стране в краткосрочном периоде превысила 21%, тогда как пакистанская рупия потеряла по отношению к доллару США 30% стоимости.
Несмотря на покорное исполнение Пакистаном всех требований, выдвинутых МВФ, руководство фонда не торопится выделять стране даже скромный транш в размере $1,2 млрд, по которому уже была достигнута договоренность на техническом уровне.
Само собой, в Пакистане задумываются о причинах столь жесткой и неторопливой политики финансовой помощи со стороны МВФ. ИА Красная Весна приводит перевод статьи «Неужели Запад наказывает Пакистан из-за Китая?» политического обозревателя Камрана Юсафа, вышедшей 1 августа на сайте агентства The Express Tribune.
Неужели Запад наказывает Пакистан из-за Китая?
Рупия по отношению к доллару восстановила свою стоимость на 57 пайс (25 копеек в рублевом эквиваленте — прим. ИА Красная Весна) в пятницу 29 июля к закрытию рынков. Но это произошло после того, как местная валюта обесценивалась к доллару США в течение последних 15 дней. Поскольку правящая партия «Пакистанская мусульманская лига — Наваз» (ПМЛ-Н) проиграла на довыборах в федеральный парламент, национальная валюта Пакистана на межбанковском рынке потеряла 29 рупий (12,5 руб.) к доллару США.
С тех пор, как к власти пришло правительство во главе с премьер-министром Шехбазом Шарифом, курс доллара вырос на 56 рупий, то есть рупия потеряла 30% своей стоимости. Это произошло, несмотря на то, что Пакистан достиг соглашения с МВФ на техническом уровне.
Техническое соглашение должно было стать положительным сигналом для рынков, но рупия продолжала терять свою стоимость по отношению к доллару. В министерстве финансов пытаются развеять опасения по поводу возможного дефолта, но на рыночной атмосфере это почти не сказалось.
Международные рейтинговые агентства понизили рейтинг Пакистана со стабильного до негативного. Moody’s еще до технического соглашения с МВФ, однако Fitch и S&P понизили рейтинг уже после появления соглашения, несмотря на то, что Пакистан был близок к получению транша в размере $1,2 млрд.
Экономический кризис подтолкнул правительство к отчаянным мерам. Например, недавно премьер-министр Шехбаз Шариф направил своего ключевого помощника в Вашингтон.
Тарик Фатами, специальный помощник премьер-министра, встретился с заместителем госсекретаря США Уэнди Шерманом в Государственном департаменте. Цель встречи, согласно источникам, состояла в том, чтобы обратиться за помощью к администрации Байдена для ускорения процесса соглашения с МВФ.
После этой встречи сам глава штаба сухопутных войск генерал Камар Джавед Баджва и заместитель госсекретаря США поговорили по телефону.
Иностранные СМИ утверждали, что призывы были направлены на то, чтобы обратиться за помощью к США и подтолкнуть МВФ к немедленному выделению средств. После телефонного разговора посол США в Исламабаде встретился с министром финансов, а гражданское и военное руководство сели за стол переговоров, чтобы обсудить пути выхода из ухудшающейся экономической ситуации.
Правительство и другие заинтересованные стороны обеспокоены, в первую очередь тем, что любая задержка с выпуском взноса МВФ усилит давление на рупию.
Предполагается, что Исполнительный совет МВФ соберется после 15 августа, чтобы официально утвердить соглашение с Пакистаном и выделить следующий транш. Но, учитывая текущую рыночную ситуацию и неопределенность, за это время рупия еще больше обесценится.
Вот почему Пакистан сейчас предпринимает отчаянные попытки получить транш как можно скорее. Сможет ли правительство достичь этой цели, пока неизвестно.
Что же происходит?
Ситуация показывает, что международные финансовые институты, управляемые Западом, в настоящее время все чаще доставляют Пакистану проблемы. Отчасти из-за прошлого опыта работы со страной, и отчасти по геостратегическим причинам. То, что МВФ не торопится с выделением следующего транша и выдвигает жесткие предварительные условия, связано с фактором Китая.
Поскольку возможности Пакистана ограничены из-за надвигающегося экономического кризиса, западные державы через МВФ оказывают давление на Исламабад, чтобы тот пересмотрел свои отношения с Пекином.
Это ставит Пакистан в затруднительное положение. Но даже если Пакистан внесет некоторые коррективы под давлением Запада, экономические проблемы страны отнюдь не закончатся. Даже если МВФ выделит следующий транш, а Пакистан продаст национальные активы, получив помощь от друзей, это даст стране максимум некоторую передышку.
Если 2022 год был тяжелым, то 2023 год может быть еще хуже на фоне международной рецессии. Бангладеш, одна из самых быстрорастущих экономик в мире, обратилась к МВФ за программой финансовой помощи. Это произошло, несмотря на то, что у Бангладеш есть золотовалютные резервы в размере $40 млрд — достаточно, чтобы полностью покрыть 5 месяцев импорта.
Там нет кризисной ситуации, но именно так страны действуют на опережение. К сожалению, Пакистану еще предстоит осознать всю серьезность ситуации.
Необходимо отметить, что проект Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), который стартовал в 2013 году, подразумевает инфраструктурное и дорожное строительство в Пакистане для создания транспортного коридора от Синцзян-Уйгурского автономного района Китая до порта Гвадар на юге пакистанской провинции Белуджистан.
Заявленный объем инвестиций в проект с китайской стороны составляет $65 млрд. Ничего даже близко соответствующего этой сумме для Пакистана никто в мире на сегодняшний день не предлагает.
(теги пока скрыты для внешних читателей)