Активизация Евросоюза в Арцахе противоречит интересам Кремля — политолог

Изображение: Пресс-служба президента Азербайджана
Президент Азербайджана Ильхам Алиев, глава Евросовета Шарль Мишель и премьер-министр Армении Никол Пашинян 22 мая на встрече в Брюсселе
Президент Азербайджана Ильхам Алиев, глава Евросовета Шарль Мишель и премьер-министр Армении Никол Пашинян 22 мая на встрече в Брюсселе

Активизация Евросоюза в процессе мирного урегулирования между Арменией и Азербайджаном противоречит интересам России, заявил ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, эксперт и политолог Сергей Маркедонов, 12 июня сообщило издание «Новости Армении — News.am».

По словам политолога, у Евросоюза в этом процессе есть собственная мотивация и собственные интересы — доказать, что он способен наряду с Россией и США решать конфликты в зоне своих интересов.

«Брюсселю важно показать, что в урегулировании постсоветских конфликтов он эффективен. Потому что на украинском фронте ЕС самостоятельно не смог справиться ни с одной из задач, как во многом раньше на Балканах. Для того чтобы „тушить пожары“ и на Балканах, и на Украине, потребовалось вмешательство Штатов. ЕС оказался не в состоянии это сделать. Поэтому есть попытка показать, что это не совсем так, и ЕС тоже что-то может», — отметил Маркедонов.

Кроме того, Евросоюзу выгодно выдавливание России из процесса мирного урегулирования в Закавказье. «Если говорить о ЕС как о некой европейской бюрократии, которая помимо самих стран-членов организации существует, конечно, она в клинче с Россией, и Шарль Мишель — один из фронтменов этого клинча. Он выступает за санкции весьма активно. Во время событий вокруг Киева, скандала Бучи Мишель тоже мелькал, как критик Москвы», — подчеркнул политолог.

Маркедонов напомнил, что многие западные политики признают ведущую роль России в нагорно-карабахском урегулировании. Так, известный французский военный эксперт Эммануэль Дрейфус из военной школы Франции в начале 2022 года отметил, что помимо укрепления геополитического влияния, Россия много сделала для возвращения беженцев, разминирования.

Официальный Брюссель себя ведет так, как будто России в процессе вообще нет, не стесняясь пользоваться достигнутыми до него результатами, отметил политолог. «Россия много чего сделала, а теперь получается, что ЕС стрижет купоны с этого, и как будто бы никакой России нет. В заявлениях Шарля Мишеля после переговоров в Брюсселе нет России, нет трехсторонних заявлений», — подчеркнул эксперт.

Политолог отметил, что в вопросе нагорно-карабахского урегулирования между ЕС и Россией нет таких противоречий, как, например, по Украине и Грузии. Евросоюз не вступает в конфронтацию, а прост игнорирует роль России — нет похвалы России и нет особой ругани, жесткого выступления нет.

«Ощущение, что какое-то по умолчанию координирование сохраняется», — подытожил Маркедонов.

Напомним, 44-дневная война в Нагорном Карабахе была остановлена при непосредственном участии России. 9 ноября 2020 года лидеры России, Армении и Азербайджана подписали трехстороннее заявление о прекращении огня в Нагорном Карабахе.

Лидеры трех стран встречались также очно 11 января и 26 ноября 2021 года в Москве и Сочи соответственно, где также был подписан ряд трехсторонних документов.

С декабря 2021 года в процесс активно вмешался Евросоюз. 14 декабря 2021 года прошла первая трехсторонняя встреча в Брюсселе лидеров Армении и Азербайджана при посредничестве президента Евросовета Шарля Мишеля. Следующие встречи в Брюсселе в этом же формате прошли 6 апреля и 22 мая 2022 года.