1. Политическая война
  2. События в Турции
Москва, / ИА Красная Весна

Ататюрку прощали «ересь» потому, что он ассоциировался со спасением. Мнение

Изображение: Вячеслав Седых © ИА Красная Весна
Памятник Кемалю Ататюрку. Мармарис. Турция
Памятник Кемалю Ататюрку. Мармарис. Турция

Мустафа Кемаль Ататюрк — основатель турецкой Республики, который сумел собрать из разрозненных фрагментов современную страну, заявил тюрколог, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Аватков 10 ноября в своем Telegram-канале.

«Консервативное турецкое население во многом и прощало ему всю его светскую „ересь“ потому, что он ассоциировался со словом „спасение“», — отметил тюрколог.

Он напомнил, что Ататюрк ввел и новый алфавит, и новый мир без османского наследия, и музей Святой Софии, и запрет на ношение религиозных одежд в госучреждениях, и позвал женщин в парламент и пр.

Аватков отмечает, что «в Турции вождистский тип партий — они приходят и уходят с лидерами». Однако есть одно исключение — это Народно-республиканская партия, которую создал основатель турецкой республики. «Пока Ататюрк жив в головах турок, будет жить и НРП», — отмечает эксперт.

Он также отмечает, что это беспокоит современную власть и президент Турции Таип Реджеп Эрдоган заявляет, что Ататюрк разогнал бы нынешнюю НРП.

«Не утихает множество споров об Ататюрке и его наследии. Один из них, был ли он пантюркистом. Мой ответ — частично был, но время было не то, надо было страну собирать, а не думать о распространении влияния. Можно было только заложить какие-то камни…» — отметил Владимир Аватков.

При этом он отмечает, что под конец жизни Ататюрка вообще можно назвать западником. «Не зря же он был франкофилом, даже письма писал на французском», — пишет эксперт.

«Ататюрк перевернул историю и стал историей спасения. И во всех странах мира никто не знает, кто и когда окажется следующим „ататюрком“. Героями не рождаются, а становятся. А еще — их таковыми делают», — отметил Автков.