Эксперт оценил итоги переговоров России и США по поводу НАТО
Переговоры между США и Россией в Женеве по поводу нерасширения НАТО были обречены на тупиковый сценарий из-за позиции представителей США, однако они «встряхнули Европу», рассказал заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова, доктор политических наук, профессор Андрей Кошкин 16 января корреспонденту ИА Красная Весна.
«Дело в том, что они (переговоры — прим. ИА Красная Весна) встряхнули Европу. Такого не было последние 30 лет ни разу. Сейчас они призадумались. Там ситуация такая, что конечно, США хотели обсуждать только то, что их волнует. Это стратегическая стабильность», — отметил эксперт.
По словам политолога, в однополярном мире, где США играют роль этого полюса, они решили поставить на переговорах только уступки о неразмещении в Европе различных видов вооружений, тогда как Россия ставит перед собой задачу предотвратить расширение НАТО и не допустить включения в альянс Украины.
«Вот они готовы торговаться с нами, они готовы не размещать ударные системы на территории Европы, которые бы угрожали объектам на территории России. Их еще даже нет, но они (США) уже готовы торговаться за то, что они еще не разместят! Вы представляете себе, какое „мастерство“?! Это просто вот такое мастерство однополюсного мира! Вот они готовы так торговаться, а мы (Россия) так не готовы. Мы предлагаем два пункта, которые для нас ключевые», — пояснил политолог специфику переговоров.
Собеседник подчеркнул, что прогноз по итогам переговоров можно было бы сделать уже в первом раунде первой встречи 10 января, когда делегация США обозначила свою неготовность обсуждать предложенные Россией вопросы.
«Они (НАТО) прилетели, и сразу же в первом сете первого раунда вечером сказали, что „мы не готовы по этим двум вопросам говорить“. Все. Точка. Честно говоря, [замминистра иностранных дел РФ Сергей] Рябков думал, что они уедут сразу же, но они готовы и дальше беседовать, потому что им поставлена задача выволакивать и выдавливать из России то, что нужно США за счет вот этого давления», — пояснил эксперт выбранную США стратегию.
Предложение США возобновить работу Совета Россия — НАТО, который был приостановлен более двух лет назад, для обсуждения деэскалации на Украине — просто смехотворно и нелепо, подчеркнул политолог.
«То есть, вы (США) опять хотите создать площадку, на которой будете бичевать нас (Россию) за какую-то мнимую эскалацию, которую сами же и придумали?», — подметил собеседник агентства.
По мнению политолога, переговоры с США вышли такими, какими они вышли, из-за того, что США решали совершенно другую задачу: а именно — набирать политические очки своей действующей администрации.
«Ведь смысл-то хитрости в чем? Команда поехала и в Америке в информационном пространстве всем стали объяснять, что эта делегация едет беседовать с Россией для того, чтобы она не напала на Украину. То есть они заранее ей подготовили победу, а России — поражение. То есть они же знали, что мы не собираемся нападать и не нападем!» — пояснил Кошкин.
Он также отметил, что в таких условиях трудно ожидать больших успехов от дипломатии.
«Когда говорят: „Вот наши как бы дипломаты облажались!“ А что вы хотели? Наши дипломаты отрабатывали свою грань, свои особенности. А сам принцип европейской безопасности — он как раз и создан для того, чтобы Россию держать в определенных рамках, форматировать ее с помощью вот этой вот оголтелой политики НАТО. Вот так где-то, если приближаться к сущности этих переговоров», — заключил эксперт.
Напомним, 7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции встретился со своим заокеанским коллегой Джо Байденом. Стороны обсудили вопросы безопасности в Европе. В частности, Байден предостерег Путина от «нападения» на Украину. В свою очередь, Путин предложил обеспечить юридические гарантии этого соглашения, что и было прологом для состоявшихся 10 и 12 января 2022 года переговоров между Россией и США.
В результате обсуждения вопросов о нерасширении НАТО и невключении в альянс Украины стороны не смогли сблизить свои полярные по этим вопросам позиции, а переговоры завершились закономерным в этой ситуации дипломатическим тупиком.