Ученый рассказал о причинах возможной балканизации Индии
Вернуться к светской идентичности в Индии во избежание балканизации этой страны призвал Прабхаш Ранджан, старший доцент кафедры права в Университете Южной Азии в Нью-Дели, 6 апреля в статье на сайте журнала The Week.
Автор статьи констатирует, что популярность премьер-министра Индии Нарендры Моди ничуть не пострадала от экономического кризиса, эпидемии коронавируса и всеиндийского карантина, и задается вопросом, в чем дело.
Разбирая происходящие в Индии процессы он отмечает, что, хотя конституция Индии гарантирует равенство всех людей перед законом, свободу вероисповедания и свободу слова, на деле эти принципы не реализованы.
Он напоминает, что, во-первых, в Индии есть ряд группо-дифференцированных прав, признанных еще авторами конституции. Они варьируются от юридического плюрализма (разные законы для представителей разных религий) до асимметричного федерализма (некоторые регионы имеют больше автономии из-за отличной от соседей идентичности), квот в законодательных органах, государственных должностях и учебных заведениях для каст и племенных меньшинств и признания права меньшинств на создание своих учебных заведений и на управление ими.
Пока все это балансировалось светским правительством Джавахарлала Неру, ставящим национальную светскую индийскую идентичность превыше всего, проблем не было, пишет доцент. Но после Неру к власти пришли левые, сделавшие идеологией мультикультурализм и поддержку меньшинств в ущерб общеиндийской идентичности, которой не стало.
Всё вышеописанное создало благоприятную почву для правых индуистов. Они прямо заявляли, что Индия — страна индуистов, что левые и нацменьшинства плетут заговоры для доминирования над индусами. И что на самом деле индийская идентичность должна быть индусской. Эта идеология фактически стала государственной после победы на выборах правой индусской партии «Бхаратия джаната парти» во главе с нынешним премьер-министром Нарендрой Моди.
Эта партия собирается принять поправки к закону о гражданстве Индии и пересмотреть право на гражданство Индии многих людей (в основном мусульман) с целью лишить их этого гражданства. Что не могло не вызвать бурную реакцию мусульман. Фактически полиция разогнала многомесячные массовые протесты в Дели только после введения карантина по коронавирусу.
И поскольку в Индии уже началось межконфессиональное противостояние, то индусы сплачиваются вокруг своего лидера — Моди, чтобы не допустить к власти левую оппозицию. Отсюда и не уменьшающаяся поддержка Моди избирателями.
Помимо мусульманского меньшинства, в Индии есть и другие религиозные и этнические меньшинства, недовольные проводимой правительством политикой. При этом эти меньшинства могут составлять большинство в каких-то штатах или на каких-то территориях. Игнорирование их недовольства правительством Индии может привести Индию к распаду по югославскому сценарию, предупреждает ученый.
Прабхаш Ранджан призывает отказаться от выпячивания любой крупной или мелкой идентичности в Индии над остальными в пользу индийской и вернуться к ценностям модерна.
К несчастью для Индии, вряд ли возможно вернуться к ценностям модерна, когда от них уже отказался их прародитель — Запад. А вот то, что профессор говорит о балканизации Индии — это серьезно. А уж заинтересованных в таком развитии событий в Индии немало вдоль ее границ и вдали от них. С уверенностью можно сказать только то, что России среди них нет.
Заметим также, что механизм балканизации универсален, и не многое изменится, если заменить Индию на Россию, а индуистский национализм на русский.