Тегеран смотрит на конфликт на Кавказе шире и видит не только Баку. Мнение
Конфликт Баку и Тегерана обусловлен не только транспортно-экономическими проблемами и усилением влияния Турции в регионе, отметил историк и востоковед Станислав Тарасов 10 октября в статье для ИА REGNUM.
Иран смотрит на ситуацию гораздо шире, отмечает эксперт. Иран заявляет, что не потерпит «геополитического изменения карты на Кавказе», отмечает он. В Тегеране после смены власти стали обращать внимание и на те угрозы, которым раньше придавали меньше значения.
«Все стало меняться со сменой президента: на место Хасана Рухани, который отличался достаточно терпимыми взглядами и искал пути сближения с Западом, пришел консервативно настроенный Ибрахим Раиси. По всем признакам он намерен проводить более жесткую внешнюю политику, и это уже почувствовали в Баку», — пишет Тарасов.
Он отмечает, что в Иране говорят не только о претензиях к Баку, но и том, что действия Израиля в Азербайджане — элемент более общего процесса. Потенциально оказывать на Иран воздействие могут близкие к нему территориально ОАЭ и Бахрейн, которые стремительно сближаются с Израилем.
«Также известно о сотрудничестве с израильской стороной властей Иракского Курдистана, который имеет сухопутную границу с Ираном», — поясняет автор.
По оценке директора иранской программы в вашингтонском Институте Ближнего Востока, Алекса Ватанка, «ни разу в своей истории Израиль не имел такого количества дипломатических, экономических и военно-разведывательных отношений со странами, граничащими с Ираном».
В таких условиях некоторые эксперты ожидают обострений. В СМИ появляются сообщения, что Иран ведет переговоры с Россией и Китаем о покупке самолетов, боевых кораблей, танков, систем ПВО и противокорабельных ракетных систем.
При этом, как отмечает специалист по международным отношениям Бениамин Погосян, появление Пакистана в Закавказье, ставшее возможным благодаря активному вмешательству Турции, беспокоит и Индию, которая в подобных условиях может начать выстраивать с Ираном более близкие отношения.