Госрасходы РФ в 2020 году стали крупнейшими за всю постсоветскую историю
Рекордная сумма с начала девяностых годов израсходована консолидированным бюджетом России в 2020 году, сообщил ведущий научный сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский, 23 марта передает РБК.
Он пояснил, что имеется в виду расширенное понимание бюджета: федеральная часть, расходы регионов и муниципалитетов и расходы трех внебюджетных фондов.
По сравнению с 2019 годом расходы возросли на четверть. На это оказали влияние дополнительные правительственные траты на антикризисные нужды в размере 2,9 триллиона рублей.
При этом увеличились на 15% и консолидированные региональные бюджеты. Основная статья дополнительных расходов — траты на здравоохранение.
Несмотря на рекордные траты, отечественный бюджет считается достаточно «прижимистым» по мировым меркам. Расширенные госрасходы в кризисном 2020 году составили 39,5% от ВВП. Для сравнения, в развитых странах в относительно благополучный 2019 год расходы бюджета составляли от 41% от ВВП до 55,5%.
Причин у этой ситуации несколько. Во-первых, это строгая фискальная политика российского бюджета, принятая с начала «нулевых». То есть Минфин делает все, чтобы тратить как можно меньше. По некоторым данным, во время коронавирусного кризиса Минфин не позволил потратить до 1 трлн рублей дополнительных средств.
Во-вторых, это низкая эффективность расходования средств, о которой говорят многие специалисты. По самым пессимистичным подсчетам, до 50% от выделяемых средств идут на нецелевые расходы.
В-третьих, это политика накопления. Наша страна формирует колоссальные валютно-денежные запасы на «черный день».
И в-четвертых, это малая доля заемных средств в формировании бюджета, в том числе из-за санкций. В большинстве развитых стран бюджет принимают с крупным дефицитом и компенсируют его за счет эмиссии или кредитов. Вызванную этим инфляцию оплачивает и наша страна в том числе, но это отдельный вопрос.
Мы наблюдаем, что бюджетные расходы во всем мире возрастают с каждым годом. Средства идут на четыре основных направления: социальная сфера, инфраструктура, государственные заказы, обслуживание займов.
Из этого следует, что с годами, включая 30 лет строительства капитализма в России, роль государства в распределении ресурсов не только не уменьшилась, но напротив, значительно увеличилась. А следовательно, никакой «социально ответственной» бизнес-среды и тому подобных «утопий» не сформировалось.
Даже крупные компании отказываются от создания финансовых «подушек безопасности» в пользу увеличения капитализации. При этом все больше новых работников нанимают на аутсорс, лишая любых социальных гарантий.
Таким образом, вопреки ожиданиям, формируется все более мощная «административно-командная» система и роль государства и бюрократии в распределении ресурсов всё возрастает. Открытым остается вопрос, в чью пользу будет происходить это распределение.
Масштабные военные госзаказы таких стран как США и политика количественного смягчения, а также противоречащее законам рынка спасение некоторых брокерских компаний за счет бюджетных средств говорят о том, что не в пользу населения. Об этом же говорит и последнее увеличение налогов в США.
В России пока ситуация обстоит немного лучше. Увеличение налоговой нагрузки на население происходит медленнее. Больше средств правительство пытается извлечь из крупных госкомпаний.
Однако общемировой тренд соблюдается и в России. Хотя, возможно, темпы усиления налоговой нагрузки на население в России ниже, чем на Западе, из-за гораздо большей бедности самого населения.