В Чили почтили память известного певца Виктора Хары
Мероприятие «Тысячи гитар для Виктора Хары» прошло в этом году онлайн, в связи с санитарными ограничениями из-за коронавируса, передает 26 сентября EFE.
В пятницу, 25 сентября прошло мероприятие «Тысячи гитар для Виктора Хары». Тысячи гитаристов объединились в онлайн-пространстве и исполнили известную песню «Право жить в мире» в честь чилийского певца Виктора Хары, убитого 47 лет назад во время военного переворота в Чили, осуществленного генералом Аугусто Пиночетом.
В Чили люди «приклеились» к своим компьютерам, сотни чилийских сетей подпевали песням, исполненным во время мероприятия «Тысячи гитар для Виктора Хары», которое в этом году провели с помощью Интернета в связи с медицинскими ограничениями, связанными с коронавирусом.
Виктор Хара, известный чилийский театральный режиссер, сочинитель и исполнитель песен. Он был автором песен, направленных против социальной несправедливости, против верхушки чилийского общества, отказывающей рабочему человеку в праве вырваться из нищеты, получить образование, приобщиться к культуре.
Певец называл свою песню революционной, чтобы уйти от возможных параллелей с «протестной песней», связанной в общественном сознании с навязанным США движением хиппи, «цветочной революцией». Виктора Хару не интересовал управляемый сверху протест, ведущий на практике к наркотизации и бессмысленному бунту.
Хара активно участвовал в предвыборной кампании президента Сальвадора Альенде. В сентябре 1970 года Альенде победил, и в Чили началась аграрная реформа и национализация, призванные вернуть национальные богатства государству. Элита Чили оказывала всё больше сопротивления переустройству чилийской жизни. Но и решимость «Народного фронта» Альенде довести реформы, несмотря на все сложности и препятствия, чинимые правыми, росла. В 1972 году на улицах Сантьяго впервые появился лозунг: «Единый народ никогда не будет побежден». Позже этот лозунг стал строкой известной песни.
В сентябре 1973 году в момент, когда стало понятно, что законных путей отстранить от власти Альенде не осталось, генерал Аугусто Пиночет устроил военный переворот. Против народа выступила сила, справиться с которой возможности не было, — армия.
Сторонники Альенде подверглись террору: их арестовывали, многие были убиты, часть пропала без вести, что, по сути, означало то же убийство.
Продолжая традицию испанских фалангистов, кричавших: «Да здравствует смерть! Долой интеллигенцию!», чилийские фашисты писали на стенах лозунги: «Смерть марксистам, интеллектуалам и евреям!»
Тело Виктора Хары, расстрелянного на стадионе, носящем в настоящий момент его имя, нашла его жена, балерина Джоан Хара. Ей помогли случайные люди, опознавшие в одном из убитых знаменитого чилийского барда.
Студии звукозаписи были разгромлены и закрыты. На музыку движения чилийской новой песни, в том числе на музыку Виктора Хары, был наложен запрет. Оригиналы и пластинки были уничтожены. Университеты были разгромлены, гуманитарные факультеты университетов уничтожены. Интеллигенция бежала из Чили, страну покинули около миллиона человек, большая часть которых уже больше никогда не вернулась на родину.
Во время диктатуры Пиночета о Викторе Харе не упоминали. Поэтому удивительно, что 28 сентября 2006 года (случайно был выбран день, в который родился Виктор Хара), на центральном канале чилийского телевидения было проведено голосование, выбирали любимого певца. И чилийцы выбрали Виктора Хару, чье имя и песни во все время правления хунты были запрещены.
Скрытое гражданское противостояние продолжается в Чили до сих пор: правые силы оскверняют памятники Альенде, недавно было осквернено захоронение Виктора Хары. А чилийцы проводят фестивали и считают Хару одним из самых любимых исполнителей и революционером, сражавшимся за справедливость.