Аналитик Foreign Policy оценил шансы Швеции вступить в НАТО в июле
Вопрос о ратификации заявки Швеции на вступление в НАТО может быть решен относительно быстро в случае победы на выборах в Турции действующего президента Реджепа Тайипа Эрдогана и, вероятно, будет отложен в случае победы кандидата от оппозиции Кемаля Кылычдароглу, считает аналитик издания Foreign Policy Арас Линд, сообщает 15 мая информационное агентство TT.
Правительство Швеции надеется стать полноправным членом НАТО на саммите альянса в Литве 11–12 июля. Как отметил Линд, с технической точки зрения это, безусловно, возможно сделать, но есть очень много обстоятельств, которые говорят о том, что этого не произойдет.
Ожидается, что вопрос о ратификации заявки не будет решаться до завершения президентских выборов. При этом необходимость проведения второго тура замедляет процесс. По словам Линда, если Эрдоган и его партия победят, вопрос в том, как скоро после выборов они будут готовы сделать следующий шаг.
«Когда Партия справедливости и развития останется у власти, получит то, что хотела, и сможет выйти из этого процесса [выборов], риторика изменится. Это может произойти очень быстро, и даже быстрее, чем вы можете себе представить», — сказал Линд.
Эрдоган заявлял, что хочет видеть в Швеции конкретные результаты в плане мер против Рабочей партии Курдистана и других группировок, которые считаются угрозой безопасности страны. Как отметил аналитик, оппозиция объясняет позицию Эрдогана против членства в НАТО Швеции тем, что он действовал жестко против Запада для набора очков в предвыборной кампании. При этом есть версия, что членство Швеции в НАТО является пешкой в переговорной игре с Соединенными Штатами о покупке новых боевых самолетов.
Недавно шведский риксдаг проголосовал за новый закон о борьбе с терроризмом, который вступит в силу 1 июня. Пресс-секретарь Эрдогана Ибрагим Калин увидел в этом шаг вперед и объявил о новой трехсторонней встрече между Турцией, Швецией и Финляндией, которая намечена на июнь.
Некоторые эксперты считают, что новое правительство Турции может использовать данный закон в качестве обоснования, если захочет, чтобы заявка Швеции в НАТО прошла в июле. Другие эксперты не исключают этого, но указывают, что Турции нужны экстрадиции из Швеции тех, кого Анкара считает террористами.
Рассуждая, как будет действовать в случае победы на выборах оппозиционного кандидата, Линд отметил, что оппозиция во главе с Кылычдароглу положительно высказалась о ратификации заявки Швеции на вступление в НАТО. По мнению аналитика, вопрос только в том, как скоро это может произойти.
Оппозиция состоит из шести очень разных партий, поэтому смена власти может быть сложной и занять время. Аналитик отметил, что в такой ситуации ратификация членства Швеции вряд ли станет приоритетом. Кроме того, оппозиция, возможно, захочет подождать для избегания нападок со стороны Эрдогана, который в ходе избирательной кампании обвинял ее в том, что она является троянским конем западного мира.
«Если оппозиция немедленно ратифицирует заявку Швеции, это откроет еще больше критики подобного рода. Противники заявят: „Посмотрите, мы об этом говорили, они управляют делами с точки зрения Запада, они не воспринимают безопасность Турции всерьез“», — пояснил Линд.