Инцидент в Суэцком канале переведет перевозки на железную дорогу — эксперт

Изображение: Арина Берсенева © ИА Красная Весна
Старая железная дорога
Старая железная дорога

Транспортировка части грузов, чувствительных к срокам доставки, после инцидента в Суэцком канале будет переведена на железные дороги, в том числе транзитом через Россию, заявил председатель объединенного ученого совета РЖД, профессор Борис Лапидус, сообщает 28 марта ТАСС.

Лапидус отметил, железнодорожные перевозки являются эффективным и конкурентоспособным способом доставки грузов, для которых важен срок транспортировки. Такими товарами являются электроника, автомобильные комплектующие и товары народного потребления.

«Наши предложения известны перевозчикам, и после инцидента они будут более внимательно относиться к возможности переключения чувствительных к срокам доставки грузов на Транссибирскую магистраль», — сказал Лапидус.

Эксперт сообщил, что еще до блокировки Суэцкого канала за последний год в 3–4 раза выросли тарифы на морские перевозки. После инцидента они снова начали увеличиваться. Следует ожидать резкого роста стоимости страхования грузов, что приводит к увеличению тарифа.

Отмечается, что железная дорога конкурирует с морскими линиями за объемы прироста перевозок между странами Восточной и Юго-Восточной Азии, Европы. Для привлечения новых грузов в инфраструктуру РЖД принимается ряд мер. Среди них — субсидирование железнодорожного контейнерного транзита по территории России, наращивание пропускных способностей, обновление подвижного состава, совершенствование технологии и увеличение скорости перевозки в рамках программы «Транссиб за семь суток».

Несмотря на кризисный 2020 год, компании удалось увеличить объемы транзитных контейнерных перевозок по сети РЖД более чем на 30%. Имеющиеся мощности позволяют увеличить объемы еще на 20-30%. Лапидус заверил, что в перспективе транзитные перевозки по территории России смогут вырасти до 1,5-2 млн TEU (аналог 20-футового контейнера).

Лапидус оценил ситуацию с возникновением пробки в Суэцком канале как «инцидент, перерастающий в экономическую катастрофу«. Чтобы справиться с проблемой, понадобится не меньше месяца, и большинство судов, находящихся в настоящее время в Индийском океане, будут направлены по маршруту в обход Африки. Это приведет к увеличению сроков доставки на 15–20 суток.

По словам эксперта, инцидент приведет к новым ограничениям на судоходство в канале или к модернизации. Он заявил, что риски подобных происшествий должны устраняться технологиями и правилами перевозок.

Напомним, 23 марта контейнеровоз Ever Given, принадлежащий японской компании Shohei Kisen и следовавший под панамским флагом, перегородил одномагистральную южную часть Суэцкого канала. Отмечалось, что из-за сильного ветра и песчаной бури судно изменило курс и уперлось носом и кормой в противоположные берега русла.

С помощью буксиров вытащить контейнеровоз водоизмещением 220 тыс. тонн и длиной 400 метров не удалось. Тогда из-под носа судна было извлечено около 20 тыс. тонн песка, затем возобновилась маневровая буксировка. Блокировка Суэцкого канала привела к тому, что у его северных и южных ворот скопилось свыше 320 судов.