Bloomberg назвал Триморье самым перспективным антироссийским проектом

Джеймс Гилрей. Карикатура «Звезда с звездою». XVIII в.
Джеймс Гилрей. Карикатура «Звезда с звездою». XVIII в.

Самый важный геополитический проект, который может стать наиболее подходящим ответом Европы на намерения России и Китая, — это Инициатива трех морей (Триморье), 30 мая сообщает Bloomberg.

Издание напоминает, что концепция Инициативы трех морей родилась в 2015 году в результате действий Польши и Хорватии, а затем охватила все страны бывшего Варшавского договора, которые ранее находились в зоне влияния СССР, а также присоединившуюся к Триморью Австрию.

Издание подчеркивает недостаток инфраструктуры у стран Триморья — отсутствие общих транспортных и энергетических магистралей.

«Чего особенно не хватает, так это хороших автомагистралей, железнодорожных сетей и газопроводов, протянувшихся с севера на юг. Такое положение вещей — наследие холодной войны. Советский гегемон позаботился о том, чтобы российский газ, танки и войска могли легко перемещаться с востока на запад, но он не заботился о других связях между бывшими странами Восточного блока», — отмечается в статье, где подчеркивается, что Инициатива трех морей призвана изменить такое положение вещей.

Сообщается о многочисленных инфраструктурных проектах, таких как адаптация порта в Хорватии к приему поставок СПГ из США, откуда газ позже будет транспортироваться по трубопроводам на север в страны-партнеры.

Издание отмечает, что «Россия долгое время использовала свою роль поставщика сырья для навязывания воли странам, через которые она транспортирует газ».

«В настоящее время Россия окружает весь регион Центральной Европы тревожным образом, создавая новые связи — через Черное море на юге и через Балтийское море на севере. Последний, получивший название „Северный поток — 2“, идет напрямую из России в Германию и вызвал давние опасения среди поляков и жителей прибалтийских государств, что они могут быть окружены, шантажированы или отрезаны от поставок сырья», — утверждается в статье.

В ответ на действия Китая в странах Инициативы разрабатываются другие проекты, такие как строительство новых дорог, речных портов, мостов и, конечно же, высокоскоростных оптиковолоконных линий и других элементов, необходимых для запуска сети 5G.

В течение многих лет Пекин в рамках консолидации своей власти продвигал создание крупных инфраструктурных проектов, чтобы получить влияние в Восточной Европе. Флагманским проектом является Инициатива «Один пояс, один путь», который призван соединить порты, железные и автомобильные дороги и создать цифровую связь в Евразии и Африке. Еще одно китайское начинание — формат 17 + 1, который включает, в частности, десять стран Триморья.

Китай не скрывает того, что с помощью этих проектов хочет усилить свое влияние в мире. Bloomberg подчеркнул, что иногда Пекин финансирует строительство порта или моста, но на невыгодных условиях, которые призваны загнать заемщика в долговую ловушку. «Иногда китайцы прямо предлагают свою щедрость в обмен на политическую поддержку той или иной страны», — говорится в статье.

Первоначально ЕС с подозрением относился к Инициативе трех морей. Политический разрыв между западными и восточными государствами ЕС в последние годы углубился, поскольку Венгрия и Польша нарушили верховенство закона и скатились к популизму. Сначала «Триморье» выглядели как попытка мобилизовать регион против Брюсселя. По мнению издания, это не так.

«Триморье» — довольно дальновидный проект, направленный как на развитие, так и на создание автономии от действий России и Китая. Издание отмечает, что в США это поняли раньше, чем в Евросоюзе. Вашингтону особенно нравятся цифровые проекты в рамках Инициативы трех морей, поскольку США рассматривают это как возможность помешать Huawei и Китаю присоединиться к строительству сети 5G в регионе.

«Инициатива трех морей — прекрасная идея, которую должны поддержать Вашингтон, Брюссель, Берлин и другие западные столицы», — считает Bloomberg.

«И все страны, участвующие в Инициативе трех морей, включая Венгрию, должны признать геополитический контекст и заявить о своей лояльности Брюсселю, тем самым отказавшись от сделок с Пекином. Во-вторых, инициатива не должна стать семенем того, что восточная часть ЕС начнет противостоять остальной части ЕС», — подчеркнуло издание. По его мнению, «вместо того, чтобы расходиться, этот общеевропейский проект должен стать началом запоздалого примирения и интеграции между европейским Востоком и Западом».