Не США, а Россия поддерживает порядок на Ближнем Востоке. Мнение
Москва, а не США, поддерживает существующее статус-кво на Ближнем Востоке, заявил старший научный сотрудник Института ответственного государственного управления имени Куинси Анатоль Ливен 30 ноября в статье в журнале Foreign Policy.
Ливен отметил, что на Западе закрепилась точка зрения, что Россия стремится нарушить существующий в мире порядок с целью получения реванша за проигрыш в холодной войне. Однако на Ближнем Востоке за последние 20 лет нарушителем существующего порядка стали США, а Россия, напротив, стремилась сохранить существующий статус-кво.
Ливен оговаривает, что Россия строит свою стратегию на Ближнем Востоке исходя из своих интересов, учитывая свой опыт разрушения государственности в XX веке.
«Российский расчет можно назвать антидемократическим, но куда точнее охарактеризовать его как глубокое ощущение хрупкости государств и страха перед хаосом и гражданской войной в сочетании с глубоким скепсисом насчет стремительных революционных изменений», — пишет Ливен.
Москва отдает себе отчет, что авторитарные режимы на Ближнем Востоке, в Ираке, Ливии, Египте, Сирии не являются демократическими режимами, но их разрушение, как трактует Ливен понимание Москвы, приведет к хаосу.
«Учитывая дальнейшие события в Ираке, кто скажет, что Путин был неправ, выступая против вторжения?» — вопрошает Ливен.
Ливен приходит к мнению, что если проанализировать последние 20 лет, то очевидно, что политика России была правильной, в отличие от политики США, действия которой всегда приводили к созданию хаоса. Ливен отмечает, что во времена правления Барака Обамы, когда решался вопрос поддержки бархатных революций в Египте, советники президента США призывали его к осторожности при принятии решения о смене режима в Египте.
«Старшие и более опытные члены моей команды — Джо [Байден], Хиллари [Клинтон], [министр обороны Роберт] Гейтс и [глава ЦРУ Леон] Панетта — призывали к осторожности, поскольку все они давно знали Мубарака и работали с ним долгие годы. Они подчеркнули давнюю роль его правительства в поддержании мира с Израилем, борьбе с терроризмом и партнерстве с США по ряду других региональных проблем. Признавая необходимость давления на египетского лидера в пользу реформ, они предупредили, что заменить его некем и нечем», — цитирует Ливен в своей статье мемуары Барака Обамы, опубликованные в книге «Земля обетованная».
В итоге оказалось, приходит к выводу Ливен, что действия России как раз лежат в русле мнения части американской элиты. Ливен также пришел к выводу, что те советники президента, которые убеждали Обаму не свергать режим Асада в Сирии из-за опасения перед «Исламским государством» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), оказались правы. Но действия России также были направлены в эту же сторону.
«При этом трудно понять, почему Россия заслуживает осуждения за то, что придерживается той же линии, что и разумные американские советники», — пишет Ливен.
Далее Ливен замечает, что администрация Байдена заявила, что, несмотря на противостояние с Россией, она согласна сотрудничать с ней там, где интересы двух стран совпадают.
«История Ближнего Востока за последние 20 лет доказывает, что, по крайней мере, в этой области для сотрудничества действительно есть прочная основа», — пишет Ливен. Американские политики, считает Ливен, должны признать, хотя бы в частном порядке, что Россия оказалась права, а США — нет.
Анатоль Ливен исходит из установки, что США стремятся к поддержанию порядка во всем мире, и демократия — это как раз тот инструмент, который требуется для поддержания порядка. Однако, на самом деле, термин «демократия» давно стал синонимом мягкой силы США, а ее политика направлена не на создание мирового порядка, а на создание мирового беспорядка.
Политолог Сергей Кургинян считает, что США перешли от «стратегии Рима», когда они должны были в каждом регионе планеты держать свои «легионы», к «стратегии Карфагена». Согласно этой стратегии, если мировой гегемон не может удержать лидерство, то он начинает уничтожать догоняющие его страны.
Китай уже перегнал США по ряду показателей, и эксперты прогнозируют, что Китай займет место первой сверхдержавы. США не могут отказаться от мировой власти просто потому, что это может привести к обрушению страны. Американские элиты любыми путями будут стремиться сохранить власть.
Можно это видеть хотя бы по тому, что бархатные революции и всплеск активности международных террористических организаций наблюдаются именно в тех регионах, где возрастает активность Китая. Организовывая хаос на территориях, где Китай пытается реализовывать свои геостратегические планы, США таким образом подрывают его экономическое и политическое могущество.