1. Мироустроительная война
  2. Российская медицина
Москва, / ИА Красная Весна

Смертельно или не очень. Процедуры с газом ксеноном обходятся очень дорого

Василий Верещагин. Политики в опиумной лавочке. 1870
Василий Верещагин. Политики в опиумной лавочке. 1870

Ингаляция ксеноном — это дорогая процедура среди крупных бизнесменов и звезд шоу-бизнеса стала популярна, но эта «терапия» может привести к зависимости и иногда к смерти, 2 ноября выяснила корреспондент РИА Новости.

В своем офисе на Мичуринском проспекте 22 июля умер основатель киберспортивной организации ESforce и глава «ИКС Холдинга» 40-летний Антон Черепенников из-за остановки сердца. Это произошло во время ксенонотерапии — ингаляции наркозным газом.

«Антон — суперэнергичный, сверхамбициозный, нереально смелый предприниматель, который собрал вокруг себя уникальную команду», — вспоминал о нем министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций

Максут Шадаев в Telegram-канале уточнил, что процедуру вел главврач частной клиники, который много раз посещал предпринимателя. Также на сеансе присутствовал личный телохранитель. Никто не спас Черепенникова, в том числе и врачи скорой помощи.

Гендиректора, главврача и фельдшера клиники задержали. Клиника не имела лицензий на многие медицинские услуги, хотя их оказывала, отдельные сотрудники не имели специального образования. Зато доходы клиники были колоссальные: в прошлом году выручка была свыше 200 миллионов рублей.

Многие заведения не заботятся о безопасности клиентов, именно в такой клинике во время «терапии», как писали год назад СМИ, скончался 45-летний топ-менеджер предприятия «Высокоточные комплексы» Дмитрий Коноплев.

Следствие выяснило, что в случившемся виноваты врачи, не сумевшие вовремя оказать помощь.

Этот газ весьма популярен среди звезд эстрады и блогеров. Последние активно расхваливают его в соцсетях как эффективно «снимающий стресс».

Мифическое воздействие «чудо-средства» увеличивает стоимость одного сеанса — 25–30 тысяч рублей. За полный курс можно заплатить сотни тысяч рублей. В России всего одна компания вырабатывает это вещество — подмосковная «Акела-Н»

Информация распространяется и на тусовках. Например, по словам одной из частых гостий светских вечеринок, там делятся закрытыми для широкой публики контактами частных фирм, которые проводят «терапию» даже на дому.

Нарколог и кандидат медицинских наук, пожелавший остаться анонимным, объяснил, что такая практика довольно распространена.

«Мне известны случаи, когда обеспеченные люди обустраивали дома целые ксеноновые комнаты», — уточнил врач.

Отдельные клиники все же рекламируют подобную процедуру, выкладывая видео на YouTube. Подобных роликов десятки.

Инертный газ ксенон был открыт в 1898 году английским химиком Моррисом Траверс и Уильямом Рамзай. А первый в мире аппарат по его техническому использованию запатентовал советский анестезиолог Николай Буров.

В исследованиях было отмечено, что в низких концентрациях (не более 30–40 процентов) ксенон может успокаивать и расслаблять пациентов. Вещество начали использовать при реабилитации наркозависимых.

Далее газ ксенон проник в спорт — увеличивал выносливость и снижал предстартовый мандраж. Вскоре газ признали допингом, что вызвало еще больший интерес к нему.

Сейчас в медицинских центрах использование ксенона в России совершенно законно.

Разработаны вполне официальные рекомендации минздрава, в которых отмечена способность газа помогать при лечении наркотической или алкогольной зависимости и при невротических расстройствах, но назначается он только специалистом.

Однако многие врачи сомневаются в его долгосрочной эффективности.

«Он лишь временно купирует симптомы. Это как принять обезболивающий препарат, антидепрессант. Действует от нескольких минут до нескольких часов», — объясняет нарколог Марат Сараев.

Психиатр Василий Шуров подчеркивает, что у ксенонотерапии существуют противопоказания. Например, сердечно-сосудистая недостаточность или заболевания дыхательных путей.

Однако, несмотря на риск для жизни, дорого оплачивают процедуры за другое свойство газа — он вызывает эйфорию.

«Чем меньше кислорода, тем выше „кайф“, — рассказывает Шуров. — По мере углубления гипоксии, если за пациентом не следят, умирает все больше клеток головного мозга и эйфория может стать вечной».

Малейшие нарушения в соотношении газа с кислородом могут вызвать необратимые последствия для мозга или привести к смерти. Поэтому необходимо сопровождение реаниматолога. В большинстве клиник, которые предлагают газ, такого врача нет.

Помимо всего, ксенон, как считают некоторые врачи, может вызывать зависимость.

«По моим наблюдениям, ежегодно на газ „подсаживаются“ десятки человек. Несколько дней назад ко мне приезжал врач с такой проблемой. Тоже частая история — в зоне риска оказываются наши коллеги, которые имеют к этому веществу доступ», — объясняет нарколог Марат Сараев.

С подобной ситуацией столкнулась 34-летняя Анастасия, предприниматель из Москвы. На процедуры решилась, чтобы расслабиться и снять стресс.

«После нескольких сеансов я поняла, что никогда не ощущала ничего подобного, — рассказывает она. — Однако ушедшее напряжение быстро вернулось. Осталось только воспоминание об эффекте и хотелось ощутить его снова».

Однако в медицинской среде пока не торопятся делать такие выводы. Так, по словам директора ННЦ наркологии Минздрава России профессора Татьяны Клименко, сейчас нет исследований, подтверждающих, что ксенон вызывает зависимость.

Тем не менее, как отмечает Марат Сараев, никто не застрахован от печальных последствий, даже от летального исхода. Инертный газ нетоксичен, не имеет мутагенных и канцерогенных свойств, сравнительно быстро выводится из организма и не обнаруживается при вскрытии, поэтому доказать связь смерти с его воздействием не всегда удается.