Госдеп: Россия вопиюще нарушила правила контроля США за ее вооружениями
Лучше всего договоры по контролю за вооружением Россия соблюдала в конце холодной войны (длившейся с 1946-го до конца 1980-х годов) и сразу после нее, заявил помощник госсекретаря США по нераспространению вооружения Кристофер Форд 18 июня в докладе «Соблюдение Россией требований контроля над вооружениями: 1984–2020» («Russian Arms Control Compliance: A Report Card, 1984-2020»).
В своем докладе Форд утверждает, что сразу после завершения холодной войны стало возможным заключение Договора по открытому небу (в 1992 году), который было невозможно заключить в 1950-х годах из-за существовавшей в те годы напряженности в отношениях между СССР и США. Через заключение этого договора стороны пытались усилить и закрепить доверие друг к другу на неопределенный срок.
«При рассмотрении прогресса по возвращению Москвы к контролю за новым оружием и разоружению в ранний период после холодной войны становится очевидным, что подход России, применяемый в последние годы, является вопиющим нарушением установленных правил», — пишет Форд.
Форд уверен, что заключенные договоры Россия начала воспринимать как что-то факультативное. Такая тенденция становится заметна с середины 2000-х годов по отношению к Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСДМ), Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Договору об открытом небе (ДОН) и другим соглашениям, а также в области ядерных испытаний.
Помощник госсекретаря утверждает к тому моменту, как вступил в силу договор СНВ-3, Россия разрабатывала ракету SSC-8 (в российской классификации — 9М729). В НАТО считают, что разработка этой ракеты является прямым нарушением условий ДРСДМ.
Подводя итог, Форд пишет, что Россия выражает готовность к ведению переговоров о необходимости контроля над вооружением. Но за 35 лет совместной работы стало ясно, что Кремль будет соблюдать эти соглашения сугубо избирательно.