Экологи: в питьевой воде Петербурга содержится микропластик
Загрязнение воды микропластиком может стать одной из основных проблем человечества в ближайщем будущем, заявил директор Института Озероведения РАН Шамиль Поздняков 10 января на пресс-конференции, посвященной пластиковому загрязнению вод.
Как сообщил Поздняков, по подсчетам исследователей, в середине века объем пластика в мировом океане может превысить объем всей рыбы, которая в нем живет. Однако, самое опасное то, что в результате физико-химических процессов пластиковые предметы распадаются на мелкие частицы — микропластик (частицы пластика менее 5 мм).
Водные обитатели начали использовать микропластик в качестве питания, а вместе с микропластиком в пищу попадают сорбируемые им токсины, тяжелые металлы и другие вредные для живых организмов вещества.
Как сообщил Поздняков, микропластик находится в питьевой воде петербуржцев — об этом говорят рекогносцировочные исследования Института Озероведения РАН по распространению микропластика в Ладожском озере, проведенные впервые в 2018 году. При этом было подчеркнуто, что мельчайшие частицы пластика, составляющие доли микрона, способны проникать в различные органы человека (печень, почки и т. д.).
О предварительных результатах исследований ладожской воды на предмет содержания микропластика журналистам рассказали научные сотрудники института Екатерина Иванова и Алина Гузева. Исследования показали, что в Ладожском озере микропластик обнаружен везде, даже в относительно чистых глубоководных северных районах. Максимальные значения — в южной части озера, а именно в южной части формируются водные массы реки Невы, из которой ведется забор воды для Санкт-Петербурга.
Основной вклад в микропластиковое загрязнение Ладоги вносят реки. Средняя концентрация микропластика в акватории составляет около 1 частицы на литр. В основном это нитевидные кусочки, являющиеся остатками синтетических волокон от рыболовных сетей и одежды, обломки от пластикового мусора, а также гранулы, используемые в косметике.
В донных отложениях Ладожского озера концентрация микропластика в несколько десятков раз больше, чем в водной толще. Таким образом, донные отложения являются местом аккумуляции микропластика и впоследствии могут быть источником так называемого вторичного загрязнения вод.
Как отметила Екатерина Иванова, исследования европейских и американских ученых показали влияние микропластика на репродуктивную и иммунную систему морских организмов — моллюсков и рыб. При этом в России исследований по микропластику проводится мало. Так, в ноябре 2018 года в Испании прошла научная конференция «MICRO 2018», посвященная микропластику. Российских исследователей представляли только 3 человека из двух тысяч участников конференции.
Шамиль Поздняков назвал распространение микропластика в водах серьезным вызовом для человечества и предположил, что эта проблема может стать одной из основных проблем ближайшего будущего.
При этом Поздняков отметил, что финансирование исследований по микропластиковому загрязнению водоемов составляет доли процента от требуемых сумм. «В Европе на это выделяется сотни миллионов евро, а у нас, к сожалению, на несколько порядков меньше», — сказал директор института.
Поздняков также сообщил, что, по результатам исследований, будут сформулированы возможные пути решения проблемы микропластика, в частности, возможны предложения по изменению систем очистки воды, соответствующие исследования проводятся сотрудниками института.
Напомним, ранее сообщалось об исследованиях американских ученых, показавших, что в 93% случаях в бутилированной питьевой воде содержались один или несколько типов микропластика, таких как полипропилен, нейлон и полиэтилентерефталат (ПЭТ).
В октябре 2018 года были опубликованы результаты медицинских исследований австрийских ученых, обнаруживших девять различных типов пластмасс в стуле людей, проживавших в разных странах.
Отметим, что Министерство охраны окружающей среды Австрии в декабре 2018 года обнародовало планы по запрету на добавление микропластика в косметические и чистящие средства.