Театральный фестиваль в Авиньоне выступил за гендер и против патриархата

Изображение: Анна Малашенкова © Красная Весна
Гендер. Атака на семью.
Гендер. Атака на семью.

С 6 по 29 июля в Авиньоне в 72-й раз прошел международный театральный фестиваль, 29 июля сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Традиционно этот крупнейший театральный форум делится на официальный фестиваль Avignon IN, в рамках которого зрители посмотрели 40 спектаклей и альтернативный Avignon OFF. В последнем принимали участие около 1 тыс. самодеятельных и региональных театров, представивших 1,3 тыс. работ.

В этом году число зрителей театрального форума достигло 50 тыс. человек. Для неизвестных актеров это уникальная возможность заявить о себе в обшенациональном и международном масштабе, получить контракты и финансирование.

В поисках талантов сюда съехались 3,5 тыс. продюсеров, режиссеров и журналистов. Как сообщает главный сайт Авиньона, фестиваль является «крупнейшим рынком искусств», на котором « в почти дарвиновской борьбе за выживание город покрывается флаерами и афишами, а труппы зазывают зрителя прямо на улицах».

Основатель фестиваля Жан Вилар считал, что театральное искусство не должно стоять в стороне от политики. В 1950–60 гг. прогрессивные деятели культуры выступали за деколонизацию африканского континента, боролись против войны во Вьетнаме. Политически ангажированным фестиваль остается и сегодня. Изменилась лишь его идеологическая направленность.

На закрытии официальной части фестиваля 24 июля арт-директор, французский режиссер Оливье Пи дал развернутую пресс-конференцию, на которой заявил: «В этом году главной темой фестиваля мы выбрали гендерный вопрос. ... мы также боролись за женщин и феминизм в большом количестве спектаклей...»

«Мы боролись за гендерный вопрос, который затрагивает всех и особенно за идентичность трансгендеров, за их права. Мы боролись за права ЛГБТ. Это огромная общность, которая затрагивает всех и которая до сих пор нелегальна в ряде стран. Мы боролись за беженцев, которых некоторые называют мигрантами, во многих спектаклях говорилось об этой проблеме. Эта борьба пересекалась с борьбой за общности ЛГБТ и женщин.» — провозгласил Оливье Пи.

Он также добавил, что они боролись «за Кирилла Серебренникова, находящегося под домашним арестом в ожидании процесса наверняка по политическим мотивам». Кроме того, Оливье Пи объявил войну «патриархату и дикому капитализму».

И действительно, львиная доля спектаклей отвечала заявленной повестке. Среди наиболее цитируемых можно отметить постановки «Далекая страна», «Транс», «Он может сказать, что это ради любви к пророку», «Машина Тьюринга» и другие, посвященные теме «непонятости» человека, потерявшего половую идентичность и призыва к обществу принять это за норму.

Борьба за права женщин была представлена работами «Есть те, кто не видел моря», «Мама», а скандальную постановку «Сухой сезон» критики назвали «матриархальным ритуалом, объявившим войну патриархату».

В общем хоре как-то потонули темы, по-настоящему волнующие большинство — крах социального государства, наползание хаоса, боль и паника атомизированного человека — они были лишь частично затронуты на альтернативной площадке фестиваля.

Отказавшись от участия в диалоге по животрепещущим проблемам современности, деятели культуры тем самым низвели роль искусства до услужения элитам. Именно так охарактеризовал прошедший фестиваль французский политик Пьер Бонфуа.

«Несмотря на ряд талантливых и актуальных постановок, в целом они оттесняются деструктивно-провокационным экспериментаторством» — поделился он с корреспондентом ИА Красная Весна и добавил: «Фестиваль, задуманный для популяризации театра, стал превращаться в элитарное мероприятие.»

Напомним, театральный фестиваль в Авиньоне был основан в 1947 году французским режиссером и актером Жаном Виларом, который оставался его бессменным директором до самой смерти (1971). В 1951–1963 гг. Жан Вилар возглавлял Национальный народный театр (TNP), много сделавший для демократизации театрального искусства во Франции.

Он стремился познакомить широкую публику с классическими произведениями в хорошей постановке. О высоком уровне театра отзывались многие деятели культуры, в том числе Луи Арагон.

Несколько слов об арт-директоре Авиньонского фестиваля Оливье Пи. Несмотря на спорное отношение к его творчеству, Оливье Пи добился славы как постановщик, актер и основатель театра, «сочетающего христианский мистицизм с дионисийским безумием».

Проявляя «многогранность» таланта, выступал в джаз-клубах и кабаре под псевдонимом «мисс Найф» в качестве травести. Он публикует несколько книг, последнюю из которых «Парижанин» отдельные литературные критики признали «инфантильной и нечитаемой», тогда как глянцевые журналы околокультурной тематики представили, как лучший роман сезона.

В качестве политического журналиста принимал активное участие в антисербской кампании, защищал нелегальную миграцию и гомосексуальные «браки». В марте 2014 года, когда в первом туре в Авиньоне победил «Национальный фронт» потребовал перенести фестиваль в другой город.