Ученый РАН: последствия взрыва под Нёноксой могут представлять угрозу

Изображение: Цитата из х∕ф «На следующий день». Реж. Николас Мейер. 1983. США
Ядерная вспышка
Ядерная вспышка

Вероятность выброса в окружающую среду радиоактивных элементов подтвердил заведующий лаборатории радиоизотопного комплекса Института ядерных исследований РАН Борис Жуйков 14 августа, комментируя последствия взрыва ракетного изделия на военном полигоне под Нёноксой в Архангельской области, сообщает информационый портал News29.

Как сообщил ученый, для того чтобы понять, что случилось, и с уверенностью говорить о масштабе последствий ЧП, нужно обладать необходимой полнотой информации, которая на сегодняшний день в основном остается закрытой. Единственными доступными для каких-либо заключений основаниями являются данные, предоставленные Минобороны и Государственной корпорацией «Росатом».

Таким образом, основой любых рассуждений на этот счет будет официальная верия, согласно которой на полигоне произошел взрыв жидкостной реактивной двигательной установки, имевшей в своем составе радиоизотопные генераторы.

При этом, по словам Жуйкова, возникает вопрос о целесообразности использования радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ) в подобного рода изделиях.

«Такие устройства используются, как правило, в космических аппаратах и в районах Крайнего Севера, потому что они могут долго работать, сотни дней, а некоторые — годами, обеспечивая сравнительно невысокую мощность вырабатываемой электроэнергии. Ракета же работает довольно короткое время, поэтому не вполне ясно, зачем там применять РИТЭГ», — заявил Жуйков.

В этой связи сама по себе идея использования РИТЭГ кажется странной, хотя её и не стоит исключать.

Как отметил ученый, в подобного рода генераторах используются как бета- и гамма-активные, так и альфа-активные радионуклиды. К первым относятся стронций-90, цезий-137, церий-144, прометий-147, ко вторым — плутоний-238, кюрий-244, полоний-210.

При этом бета- и гамма-активные радионуклиды не столь опасны, в отличие альфа-активных изотопов, которые имеют очень слабое гамма-излучение и поэтому мало заметны при использовании обычных дозиметров.

Принципиальную важность имеет понимание того, выброс каких элементов в окружающую среду имел место в результате ЧП.

«Если там были достаточно опасные альфа-активные радионуклиды и после аварии они могли попасть внутрь организма человека, это может представлять угрозу. В этом случае не имеет смысла потреблять йодосодержащие препараты, поскольку они используются для того, чтобы вывести радиоактивный йод-131 из организма, а в этих генераторах никакого йода нет. Он появляется в других процессах, при работающем ядерном реакторе», — объяснил ученый.

Версия, согласно которой во взорвавшейся ракете был использован малогабаритный ядерный реактор, по словам Жуйкова, также является правдоподобной.

«Эти реакторы используются для разных целей, в частности, есть разработка для получения медицинских радионуклидов, а некоторые реакторы разрабатывались ещё Курчатовским институтом для космических программ. Они могут обеспечить достаточно большую мощность, используемую для движения ракеты», — прокомментировал ученый.

При работе данного реактора, помимо прочих радионуклидов, образуется летучий йод-131, что также не является основанием для паники, так как мощность таких реакторов в десятки и сотни тысяч раз уступает мощности реактора, взорвавшегося в Чернобыле.

В любом случае, как считает ученый, «первое, что нужно сделать, это определить изотопный состав в этом выбросе, который произошел. Это можно сделать с использованием стандартных гамма- и альфа-спектрометров. Всё это не так сложно, и надо требовать от соответствующих служб, чтобы они предоставили радионуклидный состав и активность в выбросе, ведь без этого трудно точно оценить, насколько он действительно опасен для людей».

Напомним, что 8 августа в ходе испытания новой ракетной двигательной установки произошло ЧП, приведшее к взрыву изделия и гибели пятерых сотрудников Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ), а также двух военнослужащих Российской Федерации.

По версии западных СМИ, изделием, проходившим испытания на северном побережье России, являлась новейшая ракета «Буревестник» с ядерной двигательной установкой.