ОЗХО не имеет права назначать «виновных» в химатаках — позиция России

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Химоружие
Химоружие
Химоружие

Отказ России поддержать проект бюджета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) на 2021 год подтвердил постпред РФ Александр Шульгин 30 ноября на 25-й конференции государств-участников международной организации в Гааге.

Шульгин, выступая в Гааге, подчеркнул, что ранее замечания со стороны России по поводу бюджета организации были доведены до сведения стран-членов ОЗХО. Однако отклика российская делегация не получила.

Шульгин пояснил: «Нам не удалось добиться взаимопонимания в ходе заседания исполнительного совета ОЗХО в октябре этого года. Наши замечания не были услышаны, они были проигнорированы… Мы не можем поддержать этот проект».

Причиной несогласия российской стороны с проектом бюджета стало то, что расходы на так называемую «неконвенционную деятельность» авторы проекта растворили в различных статьях бюджета. «Неконвенционная деятельность» — это мероприятия по определению виновных в химических атаках.

Таким образом происходит навязывание ОЗХО несвойственных полномочий. Россия же последовательно настаивает на том, чтобы виновных устанавливал лишь СБ ООН.

Напомним, в июне 2018 года на спецсессии ОЗХО, созванной по инициативе Великобритании, обсуждался вопрос расширения полномочий организации. Россия, Сирии, Ирана и еще целый ряд стран (всего 24 страны) высказались против расширения перечня полномочий.

Однако большинством голосов (82 страны высказались «за») британское предложение было принято. Предложение заключается в том, чтобы ОЗХО дать право выносить вердикт о том, кто является виновным в химических атаках. Ранее же эксперты ОЗХО имели право лишь выносить техническое заключение о самом факте применения химического оружия.

Непосредственным информационным поводом для британской инициативы послужило якобы имевшее место отравление российскими спецслужбами экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии нервно-паралитическим веществом «Новичок» в марте 2018 года.

Позднее западные страны возложили ответственность за химические атаки в Сирии на власти этой страны. В свою очередь, Россия и Сирия утверждают, что химатаки были использованы боевиками для провокации.