Подорожание лекарств в России эксперты считают следствием конкуренции
Средняя наценка на лекарства в российских аптеках выросла в 2019 году до 24,6%, сообщили эксперты агентства DSM group 10 февраля на сайте компании.
По оценкам экспертов маркетингового агентства DSM group, за 2019 год российские жители купили в аптеках на 1,8% меньше лекарств и других средств, чем в предыдущем. Но заплатили за них на 3% больше, средняя цена одной упаковки поднялась на 10,8%. Всего за истекший год продано 5,13 млрд упаковок лекарств на сумму более чем один миллиард рублей.
Одним из факторов, подстегнувших падение спроса на лекарства, эксперты агентства считают снижение доходов населения, рост коммунальных платежей и других обязательных расходов. Люди стали предпочитать перетерпеть недуг, купить лекарств поменьше, выбрать, если совсем невмоготу, более эффективное средство.
Второй значимый для аптечной отрасли фактор — эпидемия коронавируса в Китае. На фоне ажиотажа в аптеках поднялись цены на средства индивидуальной защиты и профилактики. Как выяснилось впоследствии, отпускные цены подняли не сами аптеки, а поставщики товаров.
Наконец, эксперты считают, что увеличением наценок на лекарства аптеки были вынуждены компенсировать прекращение бонусов от оптовых поставщиков. В предшествовавшие годы аптеки, конкурируя между собой, держали наценки на более низком уровне, компенсируя выпадающие доходы бонусами за крупные объемы продаж. Теперь бонусы снижены либо вообще отменены.
Напомним, в 2016 году наценка на лекарственные препараты и другие виды аптечных товаров была максимальной и составляла 25,8%, в последующие годы она плавно снижалась.