1. Классическая война
  2. Армия ЕС
Мадрид, / ИА Красная Весна

Европейскую армию готовят к интервенциям на Восток — представитель ЕС

Изображение: cc0, pixabay
Вызов
Вызов

Страхи Восточной Европы перед Россией заставляют Евросоюз копить войска близ ее границ, а цель всего этого — подготовка военной интервенции, заявил Верховный представитель по международным делам и политике безопасности ЕС Жозеп Боррель в интервью французскому журналисту Венсену Жоверу. Текст интервью опубликован 1 декабря изданием l’OBS.

Напомнив, что саммит 1999 года в Хельсинки предусматривал создание европейской армии численностью 60 000 человек, журналист уточнил, не об этом ли идет речь? Боррель не сразу смог ответить на вопрос, для каких ситуаций готовятся эти силы, или точнее, против кого они создаются. Он начал издалека, с недостатка «стратегической культуры» европейских стран.

Кроме того, он назвал своей целью достижение того, «чтобы у европейских армий появилась возможность для интервенций».

Тогда Жовер задал уточняющий вопрос: «Par example?» (Например? — Пер.) На что еврокомиссар произнес несколько общих фраз о необходимости интервенций в Африке, защиты инфраструктуры от кибератак, и «защиты границ ЕС».

Боррель выразил одобрение проекту создания общеевропейской армии, но отметил, что речь идет не столько о численности вооруженных сил, сколько об изменении цели альянса. «Цель состоит в том, чтобы иметь возможность реагировать на проблему в нашем регионе (зоне европейских интересов — прим. ИА Красная Весна), которая не требует применения 5 статьи НАТО», — заявил он. По словам комиссара ЕС, угроза стала настолько «размытой», что нужны силы, которые будут действовать не столько в защиту членов НАТО, но в других интересах и привел пример французской интервенции в Сахель. Он пояснил, что ЕС должен иметь возможность вмешиваться в ситуацию, даже если угрозе подвергается не член НАТО.

«Нам необходимо разработать целую культуру восприятия общего риска. Воспринимается ли Сахель как риск в Финляндии? Наверное, нет. И все же французские солдаты, убитые в Сахеле, пришли туда, чтобы защищать не только Францию, но и всю Европу. Мы должны выйти из этой бессмысленной дискуссии: НАТО или не НАТО. НАТО является и останется основой территориальной обороны для большинства стран-членов. Но это (европейские силы — прим. ИА Красная Весна) является дополнением, существует ряд рисков, которые никогда не будут определяться 5 статьей НАТО», — продолжал функционер.

Может ли эту роль выполнять НАТО или, как сказал Макрон, НАТО переживает «смерть мозга»? — спросил журналист. «НАТО останется базой территориальной обороны большинства европейских государств», — еще раз повторил Боррель.

«От кого?», — настаивал журналист. «От страны, которая поставила бы под угрозу территориальную целостность», — дипломатично ответил Боррель.

Журналист уточнил: «Несколько месяцев назад Вы сказали, что Россия снова представляет угрозу. Служит ли НАТО для предотвращения российской агрессии?»

«Мне кажется совершенно очевидным, что некоторые европейские страны настороже против своих российских соседей. Послушайте, Испания разместила самолеты F18 и танки Leopards на границе между Эстонией и Россией не случайно. Если бы не было угрозы, что бы они там делали? Как я могу объяснить испанским налогоплательщикам, что мы должны платить за такое развертывание лучших сил нашей армии на границе Эстонии? Страны Балтии и НАТО в целом считают, что после того, что произошло на Украине, нужно иметь военное присутствие на границе с Россией.», — признался еврокомиссар и назвал Россию «субъектом, разделяющим Европу».

На вопрос, как же он будет справляться с различием позиций по России, Боррель ответил: «Построение общей политики заключается в определении стратегической культуры, которая делает риски реальными — не преувеличенными или отрицаемыми — которыми каждый может поделиться, зная, что мы не можем сводить наши отношения с Россией, нашим большим соседом и крупным поставщиком энергии, к политике санкций. Санкции одни не делают политику». Особенно двусмысленно эта фраза прозвучала в контексте создания интервенционистских сил.

Напомним, о создании Европейской армии около года назад первым высказался президент Франции Эммануэль Макрон. Он же предложил изменить политику в отношениях с Россией. И совсем недавно Макрон сделал громкое заявление о «смерти мозга НАТО». Волны от брошенного камня продолжают расходиться в СМИ комментариями журналистов, политиков и руководителей государств.

В самом начале испанский и европейский политик уточнил круг своих компетенций на новой должности. «Я являюсь вице-президентом Комиссии и отвечаю за координацию внешнего измерения политики Сообщества. Это огромная область, поскольку почти все вопросы в настоящее время имеют международное измерение, будь то помощь в целях развития, гуманитарная помощь, переговоры о вступлении или политика соседства, а также миграционная политика, торговля или переговоры по изменению климата», — сказал он.

На вопрос Жовера, будет ли он также отвечать и за оборону, Жозеп Боррель с долей кокетства ответил, что это «нонсенс», потому что обороной якобы занимаются государства, каждое по-отдельности. Но в его следующих словах прозвучала серьезная заявка именно на объединение оборонительных ресурсов под контролем Еврокомиссии. «Я думаю, что нам придется все больше и больше двигаться в направлении европейской оборонной политики, но сегодня договоры формальны: защита — это компетенция государств. Моя роль — попытаться создать внешнюю политику безопасности и обороны», — признался Боррель.

Напомним также, Жозеп Боррель вступил в должность Верховного представителя по международным делам и политике обороны ЕС 1 декабря 2019. Ранее он был министром иностранных дел, ЕС и международного сотрудничества Испании. Известен тем, что, выступая в мае 2019 в El Periódico, сказал буквально следующее: «Наш старый враг, Россия, снова говорит: „Я здесь“. И снова представляет угрозу».