1. Социальная война
  2. Образование в России
Санкт-Петербург, / ИА Красная Весна

Активисты РВС в Петербурге вновь подняли вопрос о Стратегии образования

Изображение: © ИА Красная Весна
Пикет в Санкт-Петербурге с требованием опубликовать проект Стратегии развития образования. 31.10.2025
Пикет в Санкт-Петербурге с требованием опубликовать проект Стратегии развития образования. 31.10.2025

Призыв сделать доступным для широкого обсуждения проект Стратегии развития образования на период до 2036 года стал лозунгом одиночного пикета, проведенного членом общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) Ольги Горяниной, сообщает 31 октября ИА Красная Весна.

Горянина вышла на пикет у Общественной палаты Санкт-Петебурга в рамках всероссийской акции РВС против разрушения образования. По словам активистки, СМИ много писали о подготовке данного документа, не раскрывая деталей. Проект Стратегии обсуждался в общественных палатах, он был представлен на Всероссийском педагогическом съезде, однако до сих пор не опубликован.

«Неизменно, когда речь заходит о Стратегии, чиновники отчитываются о достижениях. Они утверждают, будто в нашей системе образования якобы всё очень хорошо — и входим в топ ведущих стран по качеству образования, и занимаем лидирующие позиции в международных олимпиадах. А это значит, что всё то, что сейчас внедряется и вызывает опасение, будет в этом документе закреплено», — сказала Горянина.

На вопрос, может и не надо ничего менять, раз есть ведущие позиции и победы на олимпиадах, общественница ответила, что победы на олимпиадах не означают массового качественного образования. По ее мнению, они лишь свидетельствуют о работе с одаренными детьми. Горянина также отметила, что согласно исследованиям, половина школьников обращаются за услугами репетиторов, а это значит, что высокие рейтинги отражают не качество системы образования, а мотивацию родителей, которые вкладывают средства в обучение детей, и умение последних проходить тесты.

По словам представителя РВС, о качестве массового образования в России надо судить не по лидерам и рейтингу в сдаче тестов, а по тому, как оценивают своих абитуриентов вузы. Она напомнила, что в 2021 году тогдашний президент РАН Александр Сергеев в ходе всероссийского форума «Молодежь и наука» открыто заявил, что уровень подготовки студентов российских вузов падает, и что это связано, в том числе, со снижением качества школьного образования, в результате которого первокурсники порой не знают основ.

Обосновывая свое мнение, что проект Стратегии образования может ухудшить имеющуюся ситуацию с образованием, Горянина привела в пример такую проблему, как нехватка учителей. По ее словам, об этом говорят многие родители, учителя вынуждены брать по две ставки и больше. Она подчеркнула, что не может учитель, работая на износ, уделить каждому ученику нужное внимание.

«Однако почему-то в своих радужных отчетах при обсуждении проекта Стратегии чиновники об этом молчат. А значит, в документе не будет предложено решений данной проблемы. Скорее всего, просто заменят учителей на искусственный интеллект. Одного этого достаточно, чтобы бить в набат, требовать всенародного обсуждения Стратегии и исключения из нее неприемлемых положений», — заявила представитель РВС.

Активистка пояснила, что предположение о планируемой замене педагогов на цифровых «учителей» не голословно. В декабре 2024 года вице-премьер России Дмитрий Чернышенко во время открытого диалога «100 вопросов о будущем России» заявил, что в стране планируется создать институт бесплатных помощников, которые будут помогать ученикам с использованием технологий искусственного интеллекта.

«Возможно, чиновники думают, будто сэкономят на зарплате педагогов. Но скупой платит дважды. Они потратят массу средств на разработку таких ИИ-учителей, а потом им придется тратить средства на лечение детей, чье здоровье будет подорвано общением с экранами. А когда хакеры из недружественных стран подсунут нейросети, выполняющей роль учителя, материалы подрывного характера для самообучения, то она начнет штамповать шпионов и предателей», — сказала Горянина.

Как подчеркнула активистка, непрозрачность процесса самообучения нейросетей означает, что результат развития такого «учителя» непредсказуем и может стать опасным как для психики конкретного ребенка, так и для всей страны в целом.

Напомним, РВС проводит акции против разрушения образования. По всей России 27, 29 и 31 октября активисты выходили на одиночные пикеты с требованием обнародовать проект Стратегии образования и убрать искусственный интеллект из школ. В Санкт-Петебурге пикеты проводились перед комитетом по образованию и перед Общественной палатой Санкт-Петебурга.