Эксперт: последствия добычи конкреций в Ботническом заливе не изучены

Изображение: (cc) Ecomare/Oscar Bos. Ecomare
Двустворчатый моллюск Mia arenaria
Двустворчатый моллюск Mia arenaria

Опасения по поводу планируемой добычи конкреций со дна Ботнического залива, которая может нарушить донные биоценозы, высказала старший научный сотрудник Финского института окружающей среды (Syke) Лаура Кайкконен, сообщает 17 августа Yle.

Ботнический залив является наиболее здоровой частью Балтийского моря, здесь вода насыщена кислородом до самого дна, и на дне кипит жизнь. На дне также находятся ценные минеральные залежи. Это конкреции размером с фрикадельку, содержащие 27 различных минералов. Шведская компания Scandinavian Ocean Minerals намерена в ближайшие два-три года начать добычу конкреций со дна Ботнического залива в 12 км от исключительной экономической зоны Финляндии.

О существовании конкреций на дне Ботнического залива известно уже несколько десятилетий, однако их добыча считалась нереальным. Коммерческая добыча полезных ископаемых в мелководных морях никогда ранее не велась, и исследователи из Финляндии и Швеции предупреждают, что о долгосрочных последствиях такой добычи мало данных. Scandinavian Ocean Minerals быстро продвигает свой проект и уже близка к подаче заявки на разрешение на добычу полезных ископаемых, а исследования продвигаются медленно. Кайкконен опасается, что благополучный Ботнический залив станет экспериментальной площадкой.

«Исследования всё еще продолжаются. Хотя Балтийское море изучалось с разных сторон, этот конкретный вопрос изучен очень мало. Многие обеспокоены тем, что компания хочет работать в немногих районах Балтийского моря, которые всё еще находятся в хорошем состоянии», — сказала исследователь.

Летом 2023 года были выданы разрешения на разведку морского континентального шельфа, и в октябре 2024 года компания провела полевые исследования в Ботническом заливе. Летом 2025 года Scandinavian Ocean Minerals объявила о достижении «важного рубежа»: проведении ограниченного слушания по разрешению на добычу полезных ископаемых. По сути, это последние бюрократические шаги перед тем, как компания сможет приступить к сбору конкреций.

Компания Scandinavian Ocean Minerals признает, что работы приведут к мутности воды, рассеиванию осадка и шуму, что может повлиять на бентосную (донную) фауну, рыбу, рыбные запасы и морских млекопитающих. Тем не менее, компания оценивает воздействие как незначительное. Она собирается добыть 450 тыс. тонн конкреций (их сухой вес составляет 250 тыс. тонн).

В ходе консультаций компания должна представить план проведения оценки воздействия проекта на окружающую среду. После проведения консультаций, получения заключений от органов власти и оценки воздействия на окружающую среду компания сможет подать заявку шведскому правительству на получение разрешения на добычу полезных ископаемых. По словам руководителя проекта, Петера Линдберга, компания получила очень хорошие отзывы от властей и муниципалитетов. Планируется начать добычу в 2027 или 2028 году.

Лаура Кайкконен знакома со шведским проектом. Она изучает эту тему как старший научный сотрудник Финского института окружающей среды и как приглашенный исследователь в Хельсинкском университете. Четырехлетний проект по исследованию воздействия горнодобывающей промышленности на морскую среду и морское дно, возглавляется Стокгольмским университетом. Исследования находятся на ранней стадии, специалистам еще многое предстоит узнать.

В рамках исследования компания Scandinavian Ocean Minerals и университеты должны были тесно сотрудничать. Ученые надеялись отслеживать последствия опытной добычи компании в Ботническом заливе, однако пилотный проект не был реализован. Поэтому исследователям пришлось моделировать подводную добычу полезных ископаемых в лабораторных условиях.

Компания утверждает, что для извлечения узелков она использует «технологию бережного всасывания». Моделируя этот процесс, исследователи удалили верхние десять сантиметров «морского дна», а затем частично восстановили его. С тех пор ведется наблюдение за восстановлением бентосных организмов после воздействия.

Предварительные результаты показали, что бентосные организмы не восстановились за четыре месяца. Следующая проверка запланирована через год после воздействия. По словам Кайкконен, необходимо вести мониторинг района добычи в течение многих лет, чтобы понять процессы восстановления. Исследователь отмечает о проблемах с неопределенностями в оценках воздействия на окружающую среду. Органам власти обычно достаточно того, что проект включает в себя исследование текущего состояния окружающей среды, а доказать долгосрочные последствия очень сложно.

«Неопределенности очень велики», — предупредила Кайкконен.