Проект соглашения климатического саммита стал мягче, но появились новшества
Новый проект соглашения конференции ООН по климату в Глазго предлагает странам быть более амбициозными в своих планах по борьбе с глобальным потеплением, соблюдая при этом тонкую грань между потребностями развивающихся и более богатых стран, 12 ноября сообщает агентство Reuters.
Новая версия соглашения сохранила свое основное требование к странам установить более жесткие обязательства по климату в следующем году, уязвимые страны заявили, что им нужна более серьезная финансовая компенсация, при этом взносы богатых стран, ответственных за глобальное потепление, пойдут в более бедные страны, столкнувшиеся с огромными издержками из-за штормов, засух и повышения уровня моря.
Новый проект представляет собой сбалансированный акт — попытку учесть потребности уязвимых к климату стран — крупнейших загрязнителей в мире, и стран, экономика которых зависит от ископаемого топлива.
Некоторые страны заявили, что это предложение будет соответствовать желаемой цели Парижского соглашения по ограничению глобального потепления на 1,5 градуса по Цельсию выше доиндустриального уровня, предел, который, по мнению ученых, предотвратит его наиболее серьезные последствия.
Поскольку саммит должен завершиться 12 ноября, переговорщики работают круглосуточно, пытаясь заключить соглашение, на которое могут согласиться почти 200 стран.
Новые обязательства
Конференция COP26 до сих пор не дала достаточных обещаний по сокращению выбросов для достижения цели на 1,5 °С, поэтому в проекте содержится просьба к странам повысить свои климатические цели в 2022 году.
Формулировки проекта конференции COP26 выглядят более мягкими, чем в предыдущем проекте. В нем говорится, что при обновлении обязательств по изменению климата следует учитывать «различные национальные условия», фраза, которая, вероятно, понравится некоторым развивающимся странам, которые утверждают, что требования к ним отказаться от ископаемого топлива и сократить выбросы должны быть ниже, чем в развитых странах.
В документе говорится, что, по мнению ученых, мир должен сократить выбросы углекислого газа, производимые в основном за счет сжигания нефти, газа и угля на 45% по сравнению с уровнем 2010 года к 2030 году, и до чистого нуля к 2050 году, чтобы достичь целевого показателя снижения на 1,5 °С.
Это фактически установило бы ориентир для будущих обязательств стран в области климата.
Финансы
Климатическое финансирование по-прежнему остается камнем преткновения. Более бедные страны в ярости от того, что богатые страны всё еще не выполнили 12-летнее обещание выделять 100 миллиардов долларов в год к 2020 году, чтобы помочь им сократить выбросы и адаптироваться к ухудшающимся последствиям изменения климата.
В новом проекте выражалось «глубокое сожаление» по поводу пропущенной цели, которую богатые страны теперь ожидают достичь в 2023 году, но не предлагался план, чтобы убедиться, что она будет достигнута.
В нем говорилось, что с 2025 года богатые страны должны удвоить объем финансирования, которое они в настоящее время выделяют для оказания помощи бедным странам в адаптации к последствиям изменения климата, — шаг вперед по сравнению с предыдущим проектом, в котором не были установлены дата или исходные условия.
В рамках соглашение обещано создать глобальный механизм для устранения растущих потерь и ущерба, которые изменение климата наносит странам, не причастным к этом изменениям. Однако этот механизм не уточняет, будет ли это включать новое финансирование.
Группа стран, выступающих за высокие климатические амбиции на переговорах КС26, в которую входят США и ЕС заявила, что будет добиваться более жесткой сделки по потерям и ущербу.
«Мы должны усилить меры по борьбе с потерями и ущербом», — заявила представитель группы, посланник Маршалловых островов по климату Тина Стеге.
Ископаемое топливо
В проекте сохранилось четкое упоминание об ископаемом топливе, которое, если оно будет согласовано, станет первым для любой климатической конференции ООН.
Проект гласит, что мир должен взять на себя обязательство постепенно отказаться от «неослабевающей» угольной энергетики — самой грязной формы энергии, и субсидий на ископаемое топливо в целом.
Арабские страны, многие из которых являются крупными производителями нефти и газа, возражали против формулировки предыдущего проекта. Дженнифер Морган, исполнительный директор Greenpeace International, заявила, что «ключевая линия на постепенный отказ от субсидий на уголь и ископаемое топливо была критически ослаблена».
Боб Уорд из института Грантема Лондонской школы экономики заявил, что «все субсидии на ископаемое топливо неэффективны».
И Крис Литтлкотт из аналитического центра E3G потребовал, чтобы любые электростанции платили за технологию очистки своих выбросов.