1. Социальная война
  2. Бедность в России
Москва, / ИА Красная Весна

Требовать от банков заботы о бедных бессмысленно — эксперт

Уолтер Лэнгли. Еда бедняка. 1891
Уолтер Лэнгли. Еда бедняка. 1891

Государство пытается взвалить на коммерческие банки социальную функцию, которая для них не характерна, прокомментировал предложение Центрального банка России ввести специальные депозитные вклады для малообеспеченных граждан кандидат экономических наук Михаил Беляев 21 декабря в своем интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

Центральный банк предложил новый вид вкладов для людей с невысокими доходами. Процент по вкладам должен быть привязан к ключевой ставке или инфляции, что делает в текущей ситуации вклады сверхдоходными. Первоначально предлагалось ограничить сумму вклада у каждого малообеспеченного гражданина 300 тыс рублей. 20 декабря ЦБ предложил снизить сумму до 100 тыс рублей.

«Предполагается, что эти вклады открываются в коммерческом банке. Но это уменьшает прибыль. Повышенный процент по вкладам снижает прибыль банков. Снижает цель их деятельности. Если ты платишь проценты по вкладам, повышенные, значит у тебя прибыль будет меньше. Что противоречит вообще целям работы коммерческих банков», — отметил Беляев.

Эксперт отметил, что коммерческие банки встретили такое предложение ЦБ с неохотой. Данное предложение было расценено, как попытка переложить на коммерческие банки социальную государственную функцию.

«Зачем им платить повышенные вклады, то есть заниматься социальной деятельностью? В рыночной экономики слово „социальный“ вообще не присутствует. Ни мораль, ни социальное — это я констатирую факт — её там нету», — сказал Беляев.

Экономист напомнил, что в России социальные механизмы включает государство, исправляя отсутствие социальной функции в рыночной модели. Данное предложение ЦБ вызвало недовольство со стороны коммерческих банков, и поэтому 300 тысяч снизили до 100 тысяч.

Далее Беляев предложил заняться арифметикой и подсчитать, о чем реально идет речь. При инфляции 11–12% на таких вкладах также будет доходность 11–12%. При 100 тысячном вкладе это составляет доход 11–12 тыс в год. То есть около 1 тыс в месяц.

«Конечно для людей, которые получают очень мало, в основном это могут быть пенсионеры, или какие-то другие люди, которые будут признаны финансового ущемлёнными, для них может быть и каждая тысяча полезна. Но сказать, что она как-то радикально улучшит их положение, — ну сами понимаете, это даже комментировать не надо», — сказал Беляев.

Он добавил, что на самом деле речь идет не об 1 тыс рублей в месяц, а о меньшей сумме. Потому что сравнивать надо на самом деле с вкладом той же суммы, для примера, под 7% годовых. То есть с доходностью в 700 руб в месяц с вклада на 100 тыс руб. Такой вклад дает доход ниже на 300 руб, чем предлагаемый ЦБ вклад с плавающей процентной ставкой.

«Вот что нам подсказывает арифметика. Это все равно „ничто“. Если смотреть в детали, то оказывается, что это „пшик“», — заключил эксперт.

Далее Беляев прокомментировал понятие «малоимущий». По его мнению, на самом деле надо разобраться с людьми, которые работают в «серой зоне» и не платят налоги.

«Деньги, которые они получают, не видят ни налоговые органы, ни какие другие. Эти 15 млн занимаются репетиторством, ремонтом автомобилей, ремонтом квартир, строительством домов, наладкой компьютеров и т. п. Офицально их до 15 млн в стране. Они числятся как люди без заработка. Потому что они нигде [официально] не работают. Они не малоимущие», — сказал Беляев.

Беляев отметил, что данный слой людей зарабатывают большие суммы денег, эти люди тоже претендуют на помощь государства. В их число входят и те, кто работает на официальной работе и где-то подрабатывает.

«Более того, там есть люди, которые работают на официальной работе, на которой они получают двадцать пять — тридцать — сорок тысяч и ещё занимаются теневой работой. По выходным, по субботам-воскресеньям, ремонтируют автомобили, квартиры, копают участки, репетиторством занимаются,и к их официальному доходу еще будет приращение каких-то там несколько десятков тысяч рублей. И они уже бедными, по официальным меркам, никак считаться не могут. А официально это учитывается», — сказал Беляев.

Эксперт также добавил, что пока не решен вопрос с числом бедных людей в стране, сложно говорить о помощи именно бедным.