Учитель указал истоки индивидуализма и приспособленчества в России
Рост числа индивидуалистов и соглашателей в современном обществе обусловлен реформаторской политикой 80-х годов ХХ века, заявил учитель информатики, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет, кандидат в депутаты Госдумы VIII созыва Михаил Богданов в ходе онлайн-доклада на конференции «Дистанционное образование: непростые выводы массового социологического опроса граждан» в Уфе 27 августа, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Богданов отметил, что результаты социологического опроса АКСИО-10 подтверждают тенденции к очевидному переходу от коллективных сообществ на индивидуалистические рельсы, заложенные в систему отечественного образования в начале и середине 80-х годов прошлого столетия.
«В широком смысле реформы системы образования и воспитания привели к тому, что мы имеем: обособленность каждого человека начиная со школы. Обособленность каждой семьи. Индивидуализм. Приспособленчество…», — пояснил кандидат в Госдуму.
По мнению председателя родительской ассоциации, процесс получения знаний ради знаний перестал быть самоцелью, а свелся к решению задачи личного благоустройства в дальнейшей жизни.
«Учимся ради того, чтобы получить аттестат. Аттестат мы получаем, чтобы получить диплом. Диплом — потому что требует работодатель. Вся эта цепочка и есть приспособленчество», — указал учитель.
Богданов призвал «понять ошибки, которые допустили», пересмотреть нынешнюю экономическую и государственную систему, способствующую ещё большей зацикленности на себе и поставить перед обществом «понятные четкие цели, к которым двигаться».
Напомним, масштабный социологический опрос Агентства по культурно-социальным исследованиям общества АКСИО-10 проводился в мае 2021 года. В нем приняли участие 34 632 человека из 82 регионов Российской Федерации.
В частности, на вопрос анкеты АКСИО-10 «Чему человек должен научиться в школе?», 47% респондентов ответили — уметь быстро адаптироваться, 31% посчитали, что выпускник должен научиться сам менять окружающую действительность, 22% — не определились с ответом.
Старшеклассники и студенты возглавили внушительную группу приспособленцев — 54% опрошенных в возрасте от 16 до 29 лет. Самостоятельно менять свою жизнь готовы только 27% респондентов 16 — 17 лет и 29% — в группе до 29 лет.
Таким образом, современные тенденции, заложенные в годы постперестроечного форматирования личности, указывают на то, что большинство российских граждан видят целью школьного образования — умение удачно лавировать в постоянно меняющихся условиях. При этом молодежь, в большинстве своем, смотрит на взрослую жизнь именно с соглашательских позиций. Эта социально-возрастная группа не имеет ни целей, ни задач, ни четко выраженной позиции по долгосрочному развитию страны, а значит, может стать жертвой разного рода манипуляций извне, заключили составители опроса.