Ученые выяснили, как жили рептилии в океанах мезозойского периода
Модель изменяющейся экологии ископаемых рептилий создали ученые из Бристольского университета (Великобритания), сообщается в статье, опубликованной 30 сентября в журнале Phys.org.
В мезозойское время суша находилась во власти динозавров, а океаны были заполнены хищниками вроде крокодилов, гигантских ящериц, а также ныне вымершими группами рептилий — ихтиозавров и плезиозавров. Если о динозаврах известно относительно много, то о подводных существах мезозоя — сравнительно мало. Теперь же ученые решили исследовать мезозойские океаны и смоделировать изменяющуюся экологию этих огромных морских «зверюшек».
Выяснилось, что они питались не только рыбами и моллюсками, но и друг другом, что, впрочем, несколько роднит их с динозаврами. Джейн Ривз, магистр палеобиологии в Школе наук о Земле Бристольского университета и аспирант Манчестерского университета, с помощью современных вычислительных методов выяснила, как подводные рептилии делили добычу. Она отметила, что, хотя их экологию и функции «трудно понять», команда смогла узнать нечто новое об их образе жизни.
Ривз нашла сведения о более 370 наиболее известных морских тетрапод мезозоя и при помощи численного анализа по 35 признакам, таким как размер тела, диета, вероятный стиль охоты, тип зубов, броня, форма конечностей, среда обитания и так далее, разделила их на экологические категории по передвижению, месту обитания и характеру питания. Например: преследователи хищников; «засадные» хищники — одни в глубоких водоемах, другие на мелководье; фуражиры; морские черепахи; рептилии, способные передвигаться по суше.
Руководитель исследования, профессор Майк Бентон добавил, что Ривз использовала «экологические символы», уже имеющие свое значение и потому позволившие реконструировать поведение древних животных. К примеру, «заостренные зубы означают поедание рыбы, в то время как широкие плоские зубы означают дробление скорлупы».
Кроме того, ученые смогли проверить гипотезу, согласно которой ихтиозавры «мигрировали через экопространство во время мезозоя». И действительно: обнаружилось определенное движение от полуземного существования в начале триаса к «широкому спектру экологических систем, включая засадную охоту и, наконец, преследование хищничества в юрском и меловом периодах».
Еще один участник исследования, доктор Том Стаббс, добавил, что все эти животные, «похоже, избегали конкуренции». Так, в конце триаса, после вымирания многих морских рептилий, «выжившие ихтиозавры и плезиозавры проявили значительный консерватизм. Они вообще не расширяли свои экологические роли, и многие ниши оставались пустыми» до появления в юре новых групп крокодилов и черепах, взявших эти роли на себя.
Джейн Ривз в заключение отметила, что необходимо быть осторожным в проведении подобных исследований и не делать необоснованных предположений. «Мы знаем, что животные… не всегда ведут себя так, как мы думаем, но мы уверены, что собранные нами данные отражают наиболее распространенное повседневное поведение каждого из них». Это исследование дало ученым большое представление о том, что же происходило в глубине мезозойских вод.